Аналог системы "Платон" могут ввести для всех

Российское правительство утвердило список платных участков, но эксперты уверены, чтоб он будет расширяться

Во вторник, 31 октября, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, по которому два участка трассы М-11 между Москвой и Санкт-Петербургом становятся платными в ближайшие 93 года - до 2110 года. Документ опубликован на сайте правительства.

В документе уточняется, что речь идет об участках с 208-го по 258-й километр в Тверской области и с 334-го по 543-й километр в Новгородской области. Собранные за проезд деньги будут направляться на финансирование обслуживания и ремонта дорожной сети страны.

Эксперты заявляют, что постановление будет действовать 93 года лишь формально, а фактически - бессрочно. Как объяснил директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин, в юридической терминологии просто нет понятия "навсегда". Поэтому правительство устанавливает невероятно огромные сроки, до конца которых заведомо не доживет никто из участников соглашения.

Более того, в России очень скоро кардинально изменится концепция платных дорог. По словам эксперта, ряд стран постепенно уходят от взимания денег с водителей с помощью турникетов. В России тоже рассматривают альтернативный вариант - что-то вроде системы "Платон" для всех. Согласно такому варианту, все автомобилисты раз в год будут платить за пользование дорогами единый налог.

"Все дороги России будут тарифицироваться исходя из качества покрытия, придорожной инфраструктуры, географического региона… И автовладелец будет платить итоговый налог по той "дорожной корзине", какую он за год наездил", - рассказал Блинкин изданию "Ридус".

Чтобы претворить такую схему в жизнь, всех автовладельцев обяжут оборудовать свой транспорт устройством для передачи информации о передвижении в автоматическом режиме. Параллельно с передачей данных автоматически начнет рассчитываться налог. Поэтому все новые отечественные автомобили при сборке будут оснащать GPS-ГЛОНАСС навигаторами.

В свою очередь, главный редактор журнала "Автопанорама" Андрей Безверхов выразил уверенность, что список платных дорог будет расти. Причина - отсутствие других возможностей найти деньги на ремонт дорожной сети. Вместе с тем подход, описанный Блинкиным, он назвал социально несправедливым. Потому что по одним и тем же дорогам могут ездить как жители богатых, так и бедных регионов. И вне зависимости от уровня дохода все будут обязаны платить одинаково.

"Возьмем платную трассу "Дон", к примеру. Но она соединяет не только Москву и Сочи, по ней ездят люди и из Воронежа в Тулу. Почему же жители менее богатых регионов должны платить на равных с москвичами?" - возмутился эксперт.

По словам Безверхова, идея сбора денег с водителей за пользование дорогами сама по себе несправедлива. Вместо этого, считает он, необходимо ввести отдельные тарифы для водителей в зависимости от марки машины, объема двигателя и по другим критериям.

Выбор читателей