Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Схожая тенденция наблюдалась и в паре рубль/евро.
Столь нервному поведению рубля способствуют его неопределенные перспективы. Не секрет, что на протяжении уже достаточно длительного времени курс российской валюты зиждется на двух "китах": мировых ценах на нефть и операциях carry-trade с российскими долговыми бумагами (ОФЗ).
И если с первым, нефтяным "китом" все более или менее понятно, по крайней мере до той поры, пока американская сланцевая нефть не потечет на рынок "из всех щелей", то перспективы второго вызывают массу вопросов.
О том, что дела здесь обстоят не плохо, а очень плохо заявила зампред ЦБ Ксения Юдаева. То, о чем рассказала представительница Банка России, можно расценивать как приговор всему российскому carry-trade, а вместе с ним и рублю.
По сути, речь идет о тотальном бегстве с этого рынка иностранных инвесторов, остававшихся одним из важнейших источников валюты. По словам Юдаевой, в апреле иностранцы сбросили российский долг на сумму порядка 100 млрд рублей. Этому можно найти хотя бы какое-то объяснение, так как инвесторы действовали в ответ на введение Минфином США санкций в отношении "Русала". Однако Юдаева повергла экспертов в шок, заявив, что ровно такая же сумма была выведена иностранцами из российских ОФЗ в мае, когда ажиотаж вокруг "Русала" пошел на спад.
Причиной, по ее словам, является общая тенденция вывода средств инвесторов с развивающихся рынков в Соединенные Штаты. По большому счету можно сказать, что рынку ОФЗ с обширным carry-trade, долгое время питавшим страну валютой, приходит конец.
"Выход иностранцев из ОФЗ был связан с введением санкций против "Русала" и ряда других компаний в начале апреля, – пояснил "Утру" заместитель председателя правления "Локо-Банка" Андрей Люшин. – Это первые действительно серьезные санкции за длительное время, и они испугали инвесторов, тем более что потенциал дальнейшего снижения ставки ЦБ РФ уже существенно ограничен. Основное снижение прошло с 2016 по 2018 г., и именно там был интересен carry-trade. Так что его эпоха действительно завершается, и именно поэтому не произошло активного возврата нерезидентов – сейчас для них, скорее, разумно постепенно фиксировать полученную ранее прибыль, а не наращивать позиции".
Опасность данной ситуации заключается в том, что под ударом внешних объективных факторов оказывается курс рубля, удерживать который приходится за счет ограниченных внутренних резервов.
Пока этих резервов хватает, но вопрос в том, что им могло быть найдено и более правильное применение, нежели возврат вложений бегущим из России инвесторам-спекулянтам.
Так, по словам Юдаевой, нынешний провал рынка "был выкуплен" за счет пенсионных накоплений населения. Крупнейшие российские банки выкупали ОФЗ, перепродавая их впоследствии пенсионным фондам.
Проблема усложняется тем, что к концу мая доля иностранцев в российских долговых бумагах составляет порядка 31%, снизившись на 3,5% по сравнению с апрелем. Эти цифры указывают на два важных момента: во-первых, иностранцы "владеют третью!!!" всего объема этих долговых бумаг, а во-вторых, их доля резко снижается, под действием озвученных выше причин.
"Доля иностранцев в ОФЗ все еще довольно велика, и это создает угрозу массового сброса бумаг, – заявил "Утру" вице-президент "Золотого монетного дома" Алексей Вязовский. – Например, в случае новых санкций. С этим надо что-то делать. Например, вводить налог Тобина на спекулятивные операции иностранных фондов. В противном случае все это грозит рублю ослаблением".
К сказанному экспертом добавим, что теперь массовый отток средств из госдолга возможен и без введения санкций. Инвесторы всего мира увидели, что вложения в развивающиеся рынки перестали быть эффективными и это, судя по всему, надолго.
А это, в свою очередь, значит, что доля иностранцев в российских долговых бумагах будет только снижаться, пока не приблизится к нулевой отметке. То есть в обозримой перспективе с российского рынка уйдет около $20 млрд, что для рубля является приговором.
Президент оказался с изюминкой