Космос истощает мозг

Полет на Марс станет угрозой для жизни астронавтов

В Медицинском университете Южной Каролины обследовали мозг людей, побывавших в космосе. Выводы получились неутешительными для будущих марсианских экспедиций.

Доктор Донна Робертс провела два эксперимента, которые помогли ей точнее понять проблемы организма космонавта. Результаты исследования опубликованы в журнале New England Journal of Medicine.

Она изучала результаты МРТ двух групп космонавтов. В первой было 18 человек, совершивших краткосрочный космический полет, а в другой 16 человек, побывавших в космосе более трех месяцев. Сравнивались снимки МРТ, сделанные до и после полета.

В результате сужение центральной борозды мозга было зафиксировано у 94% космонавтов, пребывавших длительное время в космосе, и лишь у 18% участвовавших в краткосрочных миссиях.

"Дополнительная жидкость в черепе буквально сжимает мозг, сокращая пространство между его областями", - объясняет профессор Рейчел Сейдлер из Флоридского университета.

При большом пребывании в космосе у человека значительно изменяется структура лобной и теменной доли, которые отвечают за движение тела, анализ пространства и просоциальное поведение.

Также Донна Робертс изучила работу мышц и мозга людей, которые на протяжении 90 дней лежали в постели с опущенной вниз головой, что позволило смоделировать эффект невесомости.

С помощью функциональной магнитно-резонансной томографии Робертс обнаружила сужение теменной области борозды и извилины коры головного мозга. Также значительно уменьшилось пространство между верхней частью мозга и внутренней поверхностью черепа.

Полученные данные, по словам ученых, говорят о крайне тяжелых последствиях для организма при полете на Марс. По их мнению, космонавты не смогут разглядеть часть объектов и прочитать руководства. Это повлияет на восприятие и концентрацию, что приведет к серьезным последствиям.

Эксперты планируют решить проблему созданием искусственной гравитации с помощью центробежной силы, возникающей при вращении станции.