Создано идеальное лекарство против ВИЧ

Американские ученые изобрели препарат, подавляющий вирус иммунодефицита

Молекулярные биологи из Йельского университета научились останавливать работу фермента, помогающего инфекции встраиваться в ДНК клетки. Созданное ими "вещество-1" защитило подопытных мышей "от массовой гибели и три недели удерживало концентрацию вирусных частиц на минимальном уровне".

Новое лекарство "способно бороться как с обычными клиническими штаммами ВИЧ, так и с его "неуязвимыми" версиями", - написали ученые в статье журнала PNAS.

Сегодня носители ВИЧ могут жить десятки лет, принимая вещества, подавляющие различные этапы репликации вируса в клетках тела. Но, поскольку эти антиретровирусные препараты зачастую вызывают сильные побочные эффекты, врачи вынуждены на несколько недель запрещать их прием.

И ВИЧ тут же выбирается наружу и начинает интенсивно копироваться, что, как правило, за три или даже две недели приводит к начальным масштабам инфекции. Поэтому последние годы ученые активно пытаются найти лекарства или антитела, которые помогли бы избежать такой "контратаки" вируса и "выгнать" ВИЧ из клеток.

Кэрен Андерсон и ее коллеги из Йельского университета изучают структуру одного из главных компонентов вируса иммунодефицита человека - так называемой обратной транскриптазы - несколько лет. По их словам, ни один из многих видов существующих препаратов, блокирующих работу этого белка, не делает это на 100% надежно и безопасно. Кроме того, со временем их воздействие на часть вирусов сходит на нет, а у самих препаратов есть смертельно опасные побочные эффекты, из-за чего их нельзя принимать бесконечно.

Ученые из США решили эту проблему. Проводя эксперименты на виртуальных аналогах клеток и вирусов, они открыли несколько десятков молекул, способных подавлять работу этого фермента, и попытались улучшить их работу. В результате появилась молекула под названием "вещество-1", почти в 2,5 тыс. раз активнее взаимодействующая с вирусом.

Опыты показали, что "вещество-1" усиливало действие других препаратов и подавляло размножение ВИЧ даже в малых дозах. К тому же препарат не вызывал никаких побочных эффектов.

Даже одна доза наночастиц с "веществом-1" защитила мышей от инфекции в течение 30 дней, если они не были заражены до начала опытов, и удерживала приобретенный ВИЧ на минимально низком уровне. Это доказывает, что "вещество-1" может стать основой для безопасных и "долгоиграющих" лекарств и средств профилактики от вируса иммунодефицита.