Петербургу грозит хлебный кризис

Для перевозки зерна хлебопекарным предприятиям не хватает вагонов

Жители Санкт-Петербурга могут столкнуться с дефицитом хлеба и мучных изделий из-за проблем с логистикой. Наличие проблемы подтвердил губернатор Северной столицы Георгий Полтавченко.

Глава региона направил письмо вице-премьеру Аркадию Дворковичу, в котором выразил озабоченность нехваткой вагонов для транспортировки зерна местным мукомольным предприятиям, которая возникла из-за интенсивных поставок сырья за границу. Основные поставщики зерна в Петербург - Оренбургская, Саратовская, Самарская, Новосибирская и Омская области - также оказались в числе ведущих экспортеров по железнодорожному сообщению.

Как пояснили "Коммерсанту" в пресс-службе Георгия Полтавченко, на рынке железнодорожных перевозок работает “Русагротранс”, который Федеральная антимонопольная служба и другие перевозчики считают доминирующим игроком. В то время как частники сами определяют цену своим услугам, стоимость перевозок "Русагротранса" определяет ФАС.

"Из-за ценового контроля стоимость предоставления вагонов у “Русагротранса” существенно дешевле, чем у недоминирующих компаний, поэтому борьба идет именно за его вагоны", - сказали в пресс-службе.

Среди петербургских производителей долгосрочные контракты с "Русагротрансом" заключили только три предприятия. Все остальные работают с другими перевозчиками и пытаются встать в очередь на вагоны, однако все расписано до зимы.

По словам руководителя Института аграрного маркетинга Елены Тюриной, на самом деле проблема может коснуться не только одного Петербурга, но и всего Северо-Западного и Приволжского федеральных округов, а это почти треть России.

"В стране существуют профицитные по зерну регионы, а есть, наоборот, дефицитные, где присутствует незначительный объем зерновых культур. Поэтому туда зерно и мука преимущественно завозятся", - сказала Тюрина агентству Ura.ru.

Она добавила, что дефицит хлеба стал обратной стороной успеха России на рынке экспорта зерна, которая вытеснила с лидирующих позицию США и Канаду. Объем поставок российского зерна за рубеж превысил уже 40 млн тонн.

"По этой причине возникли определенные логистические проблемы — не хватает вагонов для перевозки сырья в проблемные регионы", - добавила она.

Проблема с количеством зерновозов для внутренних перевозок действительно существует, подтвердил "Газете.Ru" основатель маркетинговой группы "Алехин и партнеры" Роман Алехин. Однако эксперт не ожидает, что эта проблема приведет к кризису в отрасли, тем более на фоне ожидаемого высокого урожая.

"Скорее всего, вагоны для поставок зерна будут привезены уже к началу ноября. Даже если задержка продолжится, то срыва сроков поставок, резкого роста стоимости продукции и остановки производства ждать не стоит", — уверен он.

Выбор читателей