"Деловые линии" переехали

В компании сменились собственники

Появились новые подробности в истории вокруг смены собственников группы компаний "Деловые линии", одного из крупнейших российских грузоперевозчиков. Эксперты оценивают цену сделки по продаже 57% "Деловых линий" в несколько сотен миллионов рублей, что на порядок ниже самых консервативных оценок стоимости бизнеса с годовой выручкой свыше 30 млрд руб., пишет Regnum.

При этом самих покупателей, которым принадлежит недавно зарегистрированное ООО "0578 Холдинг", издание Forbes связывает с бывшими топ-менеджерами принадлежащей Сулейману Керимову компании "Нафта Москва" – хорошо известного игрока по поглощению компаний, находящихся в кризисных ситуациях. Между тем еще совсем недавно "Деловыми линиями" единолично владел бизнесмен Александр Богатиков, теперь же собственников несколько.

Компании группы за последние полгода сменили как владельцев, так и прописку, в результате сейчас они на 100% принадлежат ООО "0578 Холдинг", зарегистрированному в Красногорском районе Московской области. Согласно данным СПАРК, доля самого Богатикова в "0578 Холдинг" составляет теперь меньше половины – 43%, а 57% принадлежат различным физическим лицам. Среди них – известный предприниматель Татьяна Башмакова, которая, по данным Forbes, возглавляла компанию "Нафта Москва", несколько персон, практически неизвестных в бизнес-среде, а также партнер юридической компании "Юс Ауреум" адвокат Александр Кобзев. У последнего 7% в "Деловых линиях", и он – партнер Богатикова.

По информации, размещенной на сайте "Юс Ауреум", его компания на протяжении последних лет оказывала "Деловым линиям" юридические услуги, в том числе в противодействии рейдерской атаке на бизнес. Точного определения понятия "рейдерство" в российском праве до сих пор нет, но обычно под этим термином понимается комплекс действий, направленных на отчуждение собственности безвозмездно или по заведомо заниженной цене.

Наблюдатели не исключают, что речь идет об участии "Юс Ауреум" в споре Александра Богатикова с его бывшим партнером и сооснователем "Деловых линий" Сергеем Демидовым, который не смог договориться с Богатиковым о стоимости выхода из бизнеса. В результате он обратился в одну из структур "Альфа-Групп" – компанию А1, специализирующуюся на разрешении конфликтных ситуаций между акционерами, после чего Демидов вышел из бизнеса на рыночных условиях и создал свою транспортную компанию "Возовоз".

На этот раз более 50% компании продал уже сам Богатиков. Если исходить из предположений Regnum, получается, что "Деловые линии", стоимость которых может составлять сотни миллионов долларов, "ушли" новым собственникам за сотни миллионов рублей. Адвокат Кобзев получил акционерный пакет в 7%. Это существенно уже само по себе, а в ситуации, когда одной группе акционеров принадлежит 50% долей, а самому Богатикову 43%, именно от действий держателя 7% будет зависеть принятие решений в случае возникновения акционерных споров.

Возможно, в случае с "Деловыми линиями" одной из предпосылок к смене собственников, да еще на таких условиях, могли послужить недавние претензии фискальных органов как к компании, так и лично к Александру Богатикову. Как ранее писали "Ведомости", в Санкт-Петербурге было возбуждено уголовное дело об уклонении руководства "Деловых линий" от уплаты налогов более чем на миллиард рублей, Богатиков проходил по нему обвиняемым. Однако вскоре компания погасила налоговые претензии, и дело против владельца "Деловых линий" было прекращено. 

Как говорят бывшие сотрудники компании, это потрясение не прошло бесследно. Вполне вероятно, что в лице новых партнеров Богатиков искал пресловутый административный ресурс, с помощью которого можно решать возникающие проблемы. По информации бывших сотрудников "Деловых линий", сам Богатиков до недавнего времени был полностью погружен в производственную деятельность автоперевозчика, которого он в свое время вместе с несколькими партнерами создал с нуля.

При этом, судя по всему, он никогда не был публичным человеком и, в отличие от многих выходцев из Санкт-Петербурга, так и не обзавелся близкими связями в высоких столичных кабинетах. Так что без посредника, который на волне проблем рекомендовал ему обзавестись новыми партнерами, скорее всего, не обошлось.

Есть и еще одна причина, по которой Богатикову могли понадобиться новые партнеры. Это его конфликт с Михаилом Хабаровым – топ-менеджером из "Альфа-Групп" и экс-президентом компании А1. В 2015 г. он стал председателем совета директоров "Деловых линий" и партнером Богатикова по бизнесу, но, как сообщают СМИ, в августе 2017-го Богатиков, который на тот момент полностью контролировал "Деловые линии", заблокировал Хабарову доступ к компании. В результате Хабаров обратился в суд Никосии, который издал приказ об аресте активов Богатикова на сумму $153 миллиона.

О договоренностях между новыми партнерами группы "Деловые линии" и распределении ролей по управлению бизнесом пока не объявлялось. Но, как считают эксперты в сфере слияний и поглощений, после изменения в составе акционеров в организациях обыкновенно происходят как пересмотр стратегии, так и правил управления бизнесом.

Сегодня "Деловые линии" конкурируют на рынке с такими известными российскими автоперевозчиками, как "Глобал-Трак", ПЭК, "Желдорэкспедиция" и "Ратэк". Эта отрасль, которая сегодня фискализируется и структурируется, в том числе благодаря внедрению системы "Платон", становится популярной у стратегических инвесторов, раскрывается ее рыночный потенциал. Можно ожидать, что количество сделок с автотранспортными активами будет только расти. При этом владельцы бизнесов, которые были созданы ими 10-15, а то и 20 лет назад, сегодня сталкиваются с вызовами новой экономической реальности, цифровой экономикой и ужесточившимися правилами ведения бизнеса в целом. Если они не будут к этому готовы, то, вероятно, им придется уступить место новым игрокам.

А пока "Деловые линии" входят в полосу судебных тяжб, которые, скорее всего, будут проходить как в иностранных, так и российских юрисдикциях. Это потребует от всех участников процесса больших временных затрат и расходов на юристов, хотя, наверное, и не в объемах, сравнимых с передачей им значимых долей в компании. Как иронизирует один из бывших сотрудников компании: "Адвокат никогда не проигрывает, клиент – довольно часто".

Выбор читателей