Экологичная Москва: утопия или реальность

В "Альянсе Зеленых" указали на слабые места мегаполиса, которые нужно решать ради здоровья москвичей

Автомобильных пробок нет, на дорогах электрокары, из кранов течет чистая вода, на улицах свежий воздух без пыли, кругом деревья и благоустроенные места для отдыха – вот мечта каждого москвича. Столичные власти о ней, конечно, знают и даже движутся по пути развитого урбанизма: возвращают липы на Тверскую, проводят масштабные общественные программы по озеленению дворов и улиц, модернизируют Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ), устраивают площадки для комфортного отдыха и прогулок в центре города.

Однако многие экологические проблемы столицы остаются без внимания или затрагиваются поверхностно, отмечает Лидер экологической партии "Альянс Зеленых" Александр Закондырин на страницах "Ведомостей". К примеру, Москва продолжает задыхаться от автомобильных пробок и пыли. Анализы показывают, что годовая концентрация в воздухе мелкодисперсных частиц диаметром 10 и менее микрон (РМ 10) составляет 33 мкг/м3. Это очень высокий показатель, по оценкам ВОЗ, РМ 10 напрямую влияют на развитие рака легких и сердечно-сосудистых заболеваний у населения. При этом есть простое и современное решение проблемы - системы шумо– и пылеподавления, которые установлены уже во многих городах мира. В бюджете города на это тоже есть деньги, нужно только решиться на подобный шаг.

Или пробки и связанная с ними загазованность. Избавиться от них поможет только развитие удобной сети комфортного общественного транспорта. Сейчас в Москве активно строятся новые линии метро – это прекрасно. В то же время, отмечает Закондырин, ликвидированы троллейбусы – самые экологичные средства перевозки пассажиров. Чтобы в городе стало легче дышать, нужно активнее внедрять электрический автотранспорт, развивать для них инфраструктуру. А в качестве первого шага – пересадить на электрокары столичных чиновников. Это стало бы отличным примером для горожан и принесло пользу экологии.

Параллельно необходимо думать об энергоэффективности. Энергетики каждый отопительный сезон фиксируют значительный "перетоп", то есть вынужденные поставки тепловой энергии в повышенных объемах из-за больших утечек тепла. А это не только дополнительные траты, но и смог, выбросы канцерогенов. Если хотя бы все новые дома, которые строятся в столице, будут энергоэффективными, атмосфера в городе уже станет заметно чище. А грамотный капремонт старых зданий увеличит энергоэффективность на 30%.

Еще одна большая проблема – сбор и переработка мусора, точнее ее отсутствие. Жители Подмосковья уже бастуют – не хотят принимать на свои полигоны отходы из Москвы. Если бы на местах была налажена их сортировка - хотя бы на пищевые и непищевые – объем остатков, требующих захоронения, сократился бы вдвое. А отдельный сбор алюминиевых банок, стекла, пластика, бумаги и их повторная переработка вообще решили бы проблему, которая пока грозит перерасти в мусорный коллапс.

И все же никакие расширения тротуаров, скамейки у станций метро и урны на каждом шагу не сделают город приятным и уютным без зеленых насаждений. Городу нужны новые "легкие". По данным "Альянса Зеленых", за 15 лет Москва потеряла не менее 700 га деревьев и кустарников. Сейчас ее озелененные территории составляют менее 10% площади города, не спасают статистику даже присоединенные новые территории. Городской программы "Миллион деревьев" мало. Нужно использовать крыши домов для озеленения. Такие единичные проекты в городе уже реализуются, и на их опыте можно утверждать, что не только Европе доступны парки на крышах.

Ландшафтные архитекторы подсчитали, что в Москве можно устроить сады и клумбы примерно на 40 гектарах крыш. Это сразу преобразит и внешний облик мегаполиса, и даст дополнительный объем кислорода – то есть сплошная польза.

Решать эти вопросы, а также проблему очистки непригодной для купания Москвы-реки, нашествия крыс, полноценного мониторинга атмосферного воздуха Александр Закондырин предлагает комплексно. Он считает нужным провести общегородскую содержательную дискуссию о "зеленом" будущем столицы. В частности, сам готов принять участие в праймериз среди представителей экологических организаций с целью выдвижения кандидатом в мэры Москвы, выборы которого состоятся в сентябре. Итоги праймериз будут озвучены на Московском экологическом форуме.

Выбор читателей