Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Автомобильных пробок нет, на дорогах электрокары, из кранов течет чистая вода, на улицах свежий воздух без пыли, кругом деревья и благоустроенные места для отдыха – вот мечта каждого москвича. Столичные власти о ней, конечно, знают и даже движутся по пути развитого урбанизма: возвращают липы на Тверскую, проводят масштабные общественные программы по озеленению дворов и улиц, модернизируют Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ), устраивают площадки для комфортного отдыха и прогулок в центре города.
Однако многие экологические проблемы столицы остаются без внимания или затрагиваются поверхностно, отмечает Лидер экологической партии "Альянс Зеленых" Александр Закондырин на страницах "Ведомостей". К примеру, Москва продолжает задыхаться от автомобильных пробок и пыли. Анализы показывают, что годовая концентрация в воздухе мелкодисперсных частиц диаметром 10 и менее микрон (РМ 10) составляет 33 мкг/м3. Это очень высокий показатель, по оценкам ВОЗ, РМ 10 напрямую влияют на развитие рака легких и сердечно-сосудистых заболеваний у населения. При этом есть простое и современное решение проблемы - системы шумо– и пылеподавления, которые установлены уже во многих городах мира. В бюджете города на это тоже есть деньги, нужно только решиться на подобный шаг.
Или пробки и связанная с ними загазованность. Избавиться от них поможет только развитие удобной сети комфортного общественного транспорта. Сейчас в Москве активно строятся новые линии метро – это прекрасно. В то же время, отмечает Закондырин, ликвидированы троллейбусы – самые экологичные средства перевозки пассажиров. Чтобы в городе стало легче дышать, нужно активнее внедрять электрический автотранспорт, развивать для них инфраструктуру. А в качестве первого шага – пересадить на электрокары столичных чиновников. Это стало бы отличным примером для горожан и принесло пользу экологии.
Параллельно необходимо думать об энергоэффективности. Энергетики каждый отопительный сезон фиксируют значительный "перетоп", то есть вынужденные поставки тепловой энергии в повышенных объемах из-за больших утечек тепла. А это не только дополнительные траты, но и смог, выбросы канцерогенов. Если хотя бы все новые дома, которые строятся в столице, будут энергоэффективными, атмосфера в городе уже станет заметно чище. А грамотный капремонт старых зданий увеличит энергоэффективность на 30%.
Еще одна большая проблема – сбор и переработка мусора, точнее ее отсутствие. Жители Подмосковья уже бастуют – не хотят принимать на свои полигоны отходы из Москвы. Если бы на местах была налажена их сортировка - хотя бы на пищевые и непищевые – объем остатков, требующих захоронения, сократился бы вдвое. А отдельный сбор алюминиевых банок, стекла, пластика, бумаги и их повторная переработка вообще решили бы проблему, которая пока грозит перерасти в мусорный коллапс.
И все же никакие расширения тротуаров, скамейки у станций метро и урны на каждом шагу не сделают город приятным и уютным без зеленых насаждений. Городу нужны новые "легкие". По данным "Альянса Зеленых", за 15 лет Москва потеряла не менее 700 га деревьев и кустарников. Сейчас ее озелененные территории составляют менее 10% площади города, не спасают статистику даже присоединенные новые территории. Городской программы "Миллион деревьев" мало. Нужно использовать крыши домов для озеленения. Такие единичные проекты в городе уже реализуются, и на их опыте можно утверждать, что не только Европе доступны парки на крышах.
Ландшафтные архитекторы подсчитали, что в Москве можно устроить сады и клумбы примерно на 40 гектарах крыш. Это сразу преобразит и внешний облик мегаполиса, и даст дополнительный объем кислорода – то есть сплошная польза.
Решать эти вопросы, а также проблему очистки непригодной для купания Москвы-реки, нашествия крыс, полноценного мониторинга атмосферного воздуха Александр Закондырин предлагает комплексно. Он считает нужным провести общегородскую содержательную дискуссию о "зеленом" будущем столицы. В частности, сам готов принять участие в праймериз среди представителей экологических организаций с целью выдвижения кандидатом в мэры Москвы, выборы которого состоятся в сентябре. Итоги праймериз будут озвучены на Московском экологическом форуме.
Советники президента США не видят другого выхода из ситуации