"Черный пиар" в белых перчатках

Первая лондонская пресс-конференция Татьяны Ахмедовой обернулась информационным конфузом

"Самый дорогой развод в Великобритании" - так окрестила пресса Туманного Альбиона бракоразводный процесс российского предпринимателя Фархада Ахмедова с экс-супругой Татьяной. Лондонский суд постановил выплатить ей компенсацию в размере 646 млн долларов. Но открывать шампанское Татьяне и ее адвокатам, судя по всему, еще рано.

"Самый громкий развод" находится в фокусе внимания СМИ и огласке предаются факты, которые свидетельствуют о предубежденности английского суда против Фархада Ахмедова. Как сообщалось недавно в прессе, исправлением имиджа Татьяны занялась известная своей неоднозначной репутацией фирма Bell Pottinger Тимоти Белла. Это агентство работало с российскими перебежчиками, которые позиционировали себя в качестве "жертв путинского режима". Bell Pottinger было исключено из британской Ассоциации PR-консультантов (PRCA) "в связи с нарушением базовой этики и нечестными методами работы. Данный факт ярко свидетельствует о том, что специалисты агентства не брезгуют методами "черного пиара" для достижения целей.

Имея солидный опыт превращения скрывающихся от российского правосудия жуликов в "жертв" самыми изощренными способами,  Bell Pottinger взялось обелить в глазах публики и Татьяну Ахмедову. Показательны технологии, которые в настоящее время используются для этого западными специалистами.

Как сделать черное белым, а белое черным

Чтобы перевернуть ситуацию в свою пользу, пиарщики Татьяны Ахмедовой задействовали одно из влиятельнейших мировых изданий – газету "Нью-Йорк Таймс". В нем вышла большая статья  с претензией на журналистское расследование под названием  "Яхта российского олигарха стоимостью 500 миллионов оказалась в центре скандала с самым дорогим разводом в истории  Великобритании". Статью такой авторитетной газеты перепечатали несколько других изданий. На это, судя по всему, и был расчет.

Но при всей видимости объективности, за этой публикацией явно торчат "уши" специалистов по связям с общественностью.  В статье сообщается, что это "первое и единственное" интервью Татьяны, "которое она дала недавно в офисе одной пиар-компании". Интервью собственным пиарщикам не влечет риска неудобных вопросов. Это не пресс-конференция. К тому же, кухня "черного пиара" такова, что нужные фразы сочиняются пиарщиками от имени клиента. Скорее всего, никакого интервью не было вообще. Все опубликованные "цитаты" Татьяны – продукция пиар-фирмы.

Так или иначе, уважаемое издание описывает атмосферу интервью:  "Мисс Ахмедова – жизнерадостная "солнечная" женщина с лёгким русским акцентом. На интервью она пришла с кучей тонких браслетов на руках, в рваных голубых джинсах и футболке с надписью "свободна, как птица". Типичный пример выстраивания позитивного, демократичного имиджа с налетом сексапильности. Фраза "легкий русский акцент" придает шарм образу Татьяны и в то же время сигнализирует, что она "своя" для англоязычной публики. От ее русского происхождения остался лишь легкий налет.

После того, как читатель проникся симпатией к "жизнерадостной женщине", она переходит в атаку на бывшего мужа. В результате решения лондонского суда о компенсациях в пользу Татьяны Ахмедовой начались поиски активов Фархада Ахмедова по всему миру. В конечном счете, "охота" завершилась арестом дорогостоящей яхты Ахмедова Luna в порту Дубая. Беспрецедентность решения дубайского суда заключается в том, что в его ведении находятся коммерческие споры, а постановление суда Лондона вынесено по семейному делу. На этот случай в ОАЭ действуют традиционные суды шариатского права. У супруги, изменившей мужу, не будет ни одного шанса выиграть такой процесс.

Понимая опасность, юристы и специалисты по пиар-технологиям из команды Татьяны решили поставить под сомнение религиозность Фархада Ахмедова. В уже упомянутом "интервью" своим пиарщикам, Татьяна "заявила, что она ни разу не видела бывшего мужа на коленях на молитвенном коврике". "Он, видимо, считает, что раз он родился в Азербайджане – значит, он уже мусульманин!" – заявила она с явным удивлением", – пишет издание.

Татьяна приводит доказательство нерелигиозности Ахмедова, которое невозможно проверить. Ударившиеся в софистику специалисты "черного пиара" рассчитывают на доверчивую публику, которая поверит словам "солнечной женщины", а не российскому предпринимателю из так называемого "списка Путина". Надо сказать, рассчитано точно. Российские олигархи в западных СМИ сейчас преподносятся в самом негативном свете и "солнечная" Татьяна в этом контексте выглядит невинной жертвой. Однако и опытные мастера пиара допускают ошибки. Произошло это и в данном случае.

Выпуклые "уши" светлого образа

Татьяна делает вид, что вовсе не охотится за состоянием Ахмедова и выстраивает образ романтичной красавицы. Читаем в "Нью-Йорк Таймс": "Она всё ещё с любовью вспоминает годы, проведённые с бывшим супругом, с которым она познакомилась в 1989 году в Москве, когда ей было 17. "Он был в костюме. Мне он показался настоящим джентльменом". Выглядит как сцена из голливудского фильма, но по информации  британской газеты "Сан", все было намного прозаичней.  Юная Татьяна была в числе девушек для эскорта  скандально известного Петра Листермана, который знакомил их с богатыми женихами. Более того, по признанию самого Листермана, у них с Татьяной была договоренность, что в случае развода передаст половину денег, которые получит от Фархада Ахмедова. Никакой романтики – чистый бизнес.

За благостной картинкой, созданной пиарщиками Татьяны, скрывается неприглядное содержание. В той же публикации "Нью-Йорк Таймс" сообщается:  "Несмотря на предположения прессы, она сама говорит о том, что ей необходимы эти деньги. Она живёт за счёт суммы, предоставленной ей в виде единовременной выплаты компанией "Бурфорд Кэпитал". Это юридическая фирма, оказывающая помощь в решении судебных исков. Фирма оказывает ей финансовую поддержку в рамках судебного процесса, и потребует свой процент независимо от судебного решения". Авторитетная газета таким образом подтверждает, что юридическая компания "Бурфорд Кэпитал" вкладывает свои собственные деньги в этот бракоразводный процесс, чтобы заработать на нем. Компании, которые занимаются инвестициями в английскую Фемиду,  волнует не торжество справедливости в судах, а сверхприбыли, которые они получают в случае победы клиента. Поскольку репутация их клиентки стремительно падает, показывая тем самым общественности, мягко говоря, неоднозначность решения лондонского суда, то в ход были пущены методы информационного манипулирования.

Сам факт включения в игру Татьяны Ахмедовой и ее юристов такого крупного издания как "Нью-Йорк Таймс" свидетельствует о том, что в чисто юридической плоскости позиции экс-супруги Фархада Ахмедова серьезно пошатнулись. Пиар-агентства запрашивают за публикации в авторитетных СМИ очень большие суммы. Такие инвестиции в пиар – игра ва-банк со стороны Татьяны Ахмедовой и ее команды "охотников" за активами российского предпринимателя. Но всю мировую прессу не купишь. Интерес британской публики к "самому дорогому бракоразводному процессу" велик и в СМИ попадают факты, которые разрушают столь тщательно создаваемый "солнечный" образ богатой "наследницы".

Татьяна все глубже залезает в долги к адвокатам, инвесторам, "охотникам за состояниями". А желаемая цель от нее все дальше, она может потерять даже тот уровень благополучия, который имеет на сегодняшний день. Она стала жертвой собственного сребролюбия, а не бывшего мужа, который ради совместных детей щедро обеспечивал ее даже после развода. Погнавшись за журавлем  в небе, Татьяна рискует потерять синицу в руках. Общественную репутацию она уже потеряла. И помочь ей в этом не в состоянии даже самые "тертые" западные специалисты по пиар-технологиям.

Денис Кузнецов, политтехнолог, эксперт Центра информационных коммуникаций (ЦИК) "Рейтинг" 

Выбор читателей