Многодетную мать оставили в тюрьме

Суд в Москве не прислушался к доводам защиты

Мать троих детей Александра Лисицына не видит семью с прошлого года. Без нее женщина встречала Новый год и Рождество. После праздников выяснилось, что разлука продлится гораздо дольше. Многодетную мать оставили в СИЗО еще на полтора месяца. Тверской районный суд Москвы продлил ей задержание под стражей, не отпустив под домашний арест, несмотря на то что Александра никого не убила и не покалечила.

В середине ноября она оказалась за решеткой. Без малого месяц спустя Московский городской суд оставил данное решение в силе, сообщала "Независимая газета". Последнее обвинение было предъявлено 21 декабря.

Началась эта абсурдная история не в конце прошлого года, когда в дом к Лисицыным нежданно-негаданно пожаловали с обыском, а гораздо раньше. Ей уже пятый год пошел.

Тогда многодетная мать обмолвилась о желании приобрести земельный участок. Один из знакомых вызвался помочь. А чтобы освободить от лишней бумажной волокиты, попросил две доверенности: мол, всем займутся компетентные люди. Через год срок действия доверенности истек, позже ушел из жизни "консультант" по земельным вопросам. Александра и думать забыла о том разговоре, поскольку участок ей никто не предлагал, денег не требовал.

Та пара подписей ей аукнулась спустя четыре года. После обыска мать троих детей, двое из которых несовершеннолетние, задержали и заключили под стражу. Следствие настаивает, что Александра мошенническим путем "обокрала" Рослесхоз на 37 млн рублей.

Это кадастровая стоимость земельных участков в ближнем Подмосковье, которыми якобы владеет Лисицына. Так, кстати, она сама узнала о существовании "собственных" угодий, которые с некими "сообщниками" незаконно вывела из лесного фонда. Этих троих, которых ей приписали в "подельники", обвиняемая знать не знает. Тем не менее за сговор с ними следствие инкриминирует ей мошенничество в особо крупном размере. Так учитель английского языка в приходском храме попала под ст. 159 ч. 4 УК РФ, которая предусматривает до 10 лет лишения свободы.

По версии следователя, Лисицына в составе организованной группы провернула махинацию, присвоив угодья Рослесхоза. При этом в Генплане поселения Селятино Наро-Фоминского района Московской области, который попал в распоряжение защитников, говорится, что с лета 2017 г. данная земля не принадлежит лесному фонду, а является территорией для жилой застройки. Однако улику суд не приобщил к делу, сославшись на то, что это "предмет предварительного расследования".

По бумагам, для заключения которых не понадобилась ни подпись Лисицыной, ни ее документы, участки она "заполучила" не от администрации поселения, а от некого физлица, которое выкупило их у государства. Однако следствие данный факт нисколько не интересует, как и то, что заключенная и остальные фигуранты дела – совершенно чужие люди. Да и никаких доказательств об их знакомстве оперативники также не имеют, подчеркнул адвокат Шота Горгадзе.

"Я как адвокат убеждён, что она их не знала, потому что я вижу материалы дела", – прокомментировал он до начала заседания о продлении срока содержания под стражей. По его мнению, его подзащитная там находится необоснованно.

"Мать троих детей, женщина, которая обвиняется в совершении преступления ненасильственного характера, изолирована. До оглашения приговора она уже морально подавлена, поскольку не видит своих детей", – отметил Горгадзе, назвав пребывание многодетной матери в СИЗО "страшной моральной пыткой".

Суду 9 января был представлен пакет документов, свидетельствующих о том, что Александра Лисицына – честная и порядочная женщина. Она награждена всевозможными грамотами, в том числе благодарностью от школы при храме, где преподавала английский язык. Не забыла о своем призвании даже в следственном изоляторе, где, по словам адвоката, ее сокамерницы "по второму кругу читают Достоевского".

Более того, поручителями Лисицыной выступили авторитетные люди. Это исследователь Арктики и Антарктики Артур Чилингаров, председатель правления Российского союза ветеранов Франц Клинцевич, главный коммунист Геннадий Зюганов. Статусом адвоката поручился Шота Горгадзе. Он был готов пожертвовать карьерой, если его подопечная нарушит условия содержания под домашним арестом.

"Я, кроме того, что сейчас являюсь адвокатом, еще являюсь членом Совета при президенте РФ по правам человека и развития гражданского общества. Я дорожу своей репутацией и 20-летней адвокатской практикой, – заявил Горгадзе, обратившись к суду. – Мое удостоверение, которое сейчас находится у помощника судьи, я лично сдам в адвокатскую палату и прекращу полномочия адвоката в случае, если Лисицына сбежит".

Еще одной гарантией того, что она не скроется из-под домашнего ареста, – залог в размере 30 млн руб., которые собрали для нее родственники. Кроме всего прочего, у подсудимой – хроническое заболевание позвоночника, которое при отсутствии должной терапии может усугубиться. На что следователи предоставили бумажку, где говорится, что в СИЗО заключенная получает лечение в полном объеме.

Избрать другую меру пресечения, считают они, невозможно. Находясь не за решеткой и колючей проволокой, Лисицына опасна. Она может продолжить преступную деятельность, уничтожить улики и в конечном итоге скрыться.

"То есть она спит и видит, как только ей сменят меру пресечения, чтобы пойти и продолжить захватывать земельные участки Подмосковья. Вот как только окажется на свободе, сразу начнет выдавать огромное количество доверенностей знакомым и незнакомым, чтобы побольше земли захватить. По-моему абсурд полнейший, – иронично ответил на аргумент следователя Горгадзе. – Она что, всю жизнь воровала, грабила, убивала и теперь вот сидит и мучается, потому что не может дальше этим заниматься? Оказавшись на свободе, она, конечно, первым делом не к детям отправится, а продолжит заниматься преступной деятельностью".

Все доказательства предполагаемой вины Лисицыной, которые так и не представило следствие, изъяты при обыске. О каких тогда уликах идет речь?! Да и как можно сбежать, если давно внедрены современные способы слежки, в том числе электронный браслет, от которого невозможно избавиться.

"На все вопросы следователь сидит и краснеет. Не знаю, почему краснеет: то ли жарко в зале суда, то ли нервничает. Ответа мы не получили", – подчеркнула сторона защиты. 

Однако все ее аргументы суд не учел. Не рассмотрел он за бумагами и судьбу человека, женщины, которую ждут дома трое детей. К слову, это главная причина, почему Александре невыносимо в изоляторе.

"Очень хочу быть рядом со своими детьми", – с тоской и болью произнесла она.

Рождественского чуда не произошло. Но, надо признать, 10-дневный отдых увеличил работоспособность служителей Фемиды.

"Где училась судья так быстро печатать?" – спросил правозащитник после заседания, обратив внимание, что на составление текста, который она зачитывала чуть больше пяти минут, понадобилось еще меньше времени.

Лисицыной отказали в домашнем аресте. В тюрьме она пробудет минимум до конца февраля. Сторона защиты намерена обжаловать это решение. 

Любопытно, что еще до своего первого в наступившем году процесса Горгадзе обратил внимание, что проходить он будет в новом здании Тверского районного суда. "Надеюсь, правосудие сегодня будет столь же чистым и обновленным, как атмосфера в зале", - написал участник процесса в Twitter.

"Здание победило", – резюмировал он в конечном итоге.

Выбор читателей