"Упражнения и танцы Гвидо" покажут в Москве

В Театре Наталии Сац поставили спектакль Георгия Исаакяна по опере Владимира Мартынова

Премьера пройдет 24 февраля в 19:00. Постановку выпустят в Живописном цехе – огромном зале, где расписываются декорации и царит почти церковная акустика, максимально подходящая для оперы про оперу, музыка которой основана на григорианском хорале. Артисты хора и оркестра окружают зрителя, звук доносится до них то справа, то сзади, то сверху, погружает в себя, отрывая ее от земных забот и перенося в область чистого искусства.

Это почти месса, но месса театральная, где есть артисты и сюжет о том, как один человек изобрел нотный стан, которым мы  пользуемся уже почти тысячу лет. Это рассказ о том, что мир огромен, и все в нем связано: музыка и наука, познание и опыт, один бенедиктинский монах – и вся история культуры. Это спектакль, на который зрители приходят через закулисье, совершая целое путешествие по закоулкам театра.

"Упражнения и танцы Гвидо" –  это опера о том, как литургия превратилась в оперу, а церковный кантор – в оперного артиста, – сказал композитор, современный классик и пост-модернист, в юности увлекавшийся авангардной музыкой, Владимир Мартынов. –  Инициатором этой грандиозной исторической метаморфозы явился бенедиктинский монах XI века Гвидо Аретинский, который, подобно стрелочнику, перевел историческую стрелку, и музыка покатилась по новому пути. Она перешла с пути устной традиции на путь традиции письменной. Гвидо превратил шесть ступеней, ведущих к Богу, в шесть ступеней звукоряда, поднимаясь по которым, композиторы переходят от одних оперных красот к другим, но эти ступени уже не могут привести душу к Богу. Они приводят к рок-революции, в результате которой от пути, ведущего к Богу, остается одно лишь воспоминание".

Выбор читателей