Север - Юг

Север - Юг

Очередной, 88-й сезон Центральный академический театр Российской Армии открыл постановкой веселой зажигательной трагикомедии «Юг-Север» по пьесе современного драматурга Юлии Тупикиной. Но примечательна она отнюдь не занимательным сюжетом, не дебютом в ЦАТРА режиссера Гарольда Стрелкова и не прекрасными масштабными декорациями. Главная изюминка постановки в том, что в ней на сцене легендарного театра впервые за треть века встречаются его ведущие актрисы - Алина Покровская, Ольга Богданова и Лариса Голубкина.

Сюжет спектакля прост и обыден как наша жизнь: бодрую и жизнерадостную не по годам организаторшу свадеб Аллу Молодецкую (Ольга Богданова) в разгар одного из торжеств «кинул» сын Рома, который и «фокусник, и Ургант, и лошадь в одном лице». Праздник, а с ним и весь бизнес предпринимательницы грозит рухнуть в одночасье.

Но сюжет отнюдь не об этом, сын просто вырос и хочет строить свою жизнь, а с этим предприимчивая мама, а с ней и ее не менее деятельные подруги Роза и Регина, она же сестра главной героини (Лариса Голубкина и Алина Покровская соответственно), никак не хотят смириться. А дальше в постановке разыгрываются поистине шекспировские страсти: помимо конфликта поколений тут и любовь Ромы с Аней - представительницей вражеского клана чиновников, и годами длящаяся связь Аллы с женатым любовником, и коррупция власть предержащей чиновницы Татьяны, и проблема маленького человека. И все эти конфликты, каждый из которых мог бы стать сюжетом самостоятельной постановки, щедро приправлены сегодняшними проблемами и тенденциями – хипстерами, бюрократией, экологией, гаджетами, коррупцией, суетой большого города.

Старшее поколение, как всегда, сожалеет о том, что уже не вернуть (пирожки с соседями, когда, «все одна семья», гуляния во дворах, когда «все дети общие», жизнь без гаджетов, когда «все настоящее»), молодое – о том, что его не понимает и не принимает окружающий мир. Алле кажется, что сын и его друзья-хипстеры прожигают жизнь, «тряся бумажными бородами».

Рома пассивен, он плывет по течению, ему проще подчиниться – родной матери, авторитарной тете своей возлюбленной Ани, экономической ситуации. Он отказывается и от любви, и от собственной кофейни ради уже налаженного маминого бизнеса. Просто потому что проще покориться. И может быть, именно в этом главная идея пьесы, а не в том, что жизнь посылает Алле простое женское счастье тогда, когда она уже отчаялась его встретить.

Несмотря на то, что человеческие судьбы так намешаны и накручены в этой долгой (четырехчасовой) постановке, каждый характер прописан очень четко и цельно. Весь ХХ век, значимые события для нашей страны отразились в судьбах обычных людей и стали частью спектакля, но в то же время история эта – по-настоящему современная, про Москву 2017 года, как сами характеризуют ее постановщики. И этот тот случай, когда сложно с ними не согласиться.

Выбор читателей