Российская авиация рискует остаться без штурмовиков

ВКС не торопятся пересаживать летчиков со стареньких "грачей" на новые машины

Российскому бомбардировщику Су-34, который должен заменить устаревшие "двадцать четверки", прочат карьеру штурмовика. Вот и бывший главком ВКС Виктор Бондарев, а ныне председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, сказал, что на базе Су-34 получится идеальный самолет штурмовой авиации. Достаточно сделать его одноместным. А остальное оставить как есть.

Казалось бы, Бондарев прав. Во-первых, новый самолет оставил далеко позади Су-24, став более маневренным и получив 8 т бомбовой нагрузки - в два раза больше, чем у предшественника. Во-вторых, бомбардировщик идеально приспособлен для нанесения высокоточных ударов. Сможет ли он выполнять задачи штурмовика? Однозначно. Ведь Су-34 - истребитель-бомбардировщик. А значит, может работать на малых высотах и небольших скоростях. Машина легко уничтожит колонну бронетехники или поддержит с воздуха сухопутные войска. А при необходимости даже даст отпор истребителю благодаря отличному планеру и мощным двигателям.

Вот только целесообразно ли бросать такой дорогой самолет в пекло? Так исторически сложилось, что штурмовикам на фронте достается больше всего. Легендарные Ил-2 во время Великой Отечественной войны часто возвращались на аэродромы, буквально изрешеченные пулями и снарядами. Механики самолеты "латали", и они вновь поднимались в небо. А вот оправится ли после шквального огня зениток Су-34, еще только предстоит выяснить. Да, его броня даже лучше, чем у Су-25, полностью титановая без алюминиевых и стальных плит. Но насколько она эффективна, пока неизвестно.

Су-24. Фото: wikipedia.org 

Броня штурмовика совершенствуется прямо по ходу конфликтов. В реальном бою становится понятно, где слабые места. Не стал исключением и "Грач". Су-25 повоевал и в Афганистане, и в Чечне, и в Сирии. И стал по-настоящим чемпионом по количеству модификаций.

Да, Су-34 может выполнять задачи штурмовика. Но по-настоящему живучим и "железобетонным" он станет только после глубокой модернизации. А может быть, и не одной. Пока в Минобороны не решились на такой шаг. Аналогично в Пентагоне не торопятся списывать "бородавочников" A-10 Thunderbolt. В ВВС США обсуждалась их замена на F-35. Однако даже американцы с их огромным военным бюджетом не смогли позволить себе такого расточительства. Никуда штурмовики не делись, а F-35 только попадают в сводки новостей со своими поломками и дефицитными деталями. Рабочей лошадкой как был, так и остался "бородавочник". Вот и в Сирии штурмовики Су-25 и бомбардировщики Су-24 составляют костяк группировки ВКС РФ.

Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II. Фото: wikipedia.org 

Поэтому в создание на базе Су-34 штурмовика верится с трудом. Возможно, бывший главком ВКС предложил такой вариант, потому что другого просто нет. Несколько лет назад в Госпрограмму вооружений до 2020 г. включили опытно-конструкторские работы по проекту нового штурмовика "Шершень-ЭП". Самолет должны были создавать на базе Су-25 с теми же двигателями Р-195. Однако после сокращения финансирования проект заглох, как и бомбардировщик ПАК ДА. В начале этого года глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявил, что новым штурмовиком может стать учебно-боевой Як-130. Но пока у Иркутского авиазавода главная задача - выполнить оборонзаказ и поставить до конца 2018 г. 30 машин. Именно для обучения летчиков. Про штурмовик речи не идет.

Вот и получается, что летать Су-25 будет еще как минимум до 2025 г., как и Су-24. Новые самолеты прекрасно справляются со своими задачами. Но их слишком мало и они дорого стоят.

Выбор читателей