Россия возрождает экранопланы с новой начинкой

Экранопланам-ракетоносцам дадут новую жизнь
Фото: GLOBAL LOOK press
"Орлан" будет охранять Северный морской путь

После разговоров о нехватке современных боевых кораблей и неспособности российских предприятий освоить оперативно производство больших авианосцев Минобороны сообщает об очень любопытном решении.

Как сообщил вице-премьер России Юрий Борисов, Россия решила возродить производство экранопланов, которые в советское время успешно испытывались на Каспии и готовились для атаки американских авианосцев.

Как передает ТАСС со ссылкой на Борисова, проект экраноплана "Орлан" с ракетным вооружением включен в госпрограмму вооружения 2018-2027. А это значит, что опытный образец может появиться через 9 лет или даже раньше.

В отличие от глобальных задач, которые стояли перед советским экранопланами – высадка десанта и нанесение ракетных ударов, "Орлан" предполагается использовать для охраны Северного морского пути, а также патрулирования Каспия и Черного моря. Как известно, у экраноплана высокая скорость и то расстояние, на которое у корабля уйдет целый день, он может преодолеть за несколько часов.

Экраноплан Орленок. Фото: wikipedia.orgТакже, по словам Борисова, "Орлан" можно будет использовать для спасения экипажей кораблей. Но главное даже не то, какие задачи будет выполнять экраноплан, а то, что он снова понадобился военным, окончательно отказавшимся от него в 1990-х гг. из-за отсутствия финансирования и критики этого вида техники из-за ряда недостатков.

Тот же "Лунь" был легкой мишенью для истребительной авиации и требовал надежного прикрытия. Но оружием обладал сокрушительным – шестью ракетами "Москит" разработки КБ "Радуга" специально для уничтожения авианосцев.


Недостаточно живучими посчитали экранопланы и для десантных операций – в итоге победили катера на воздушных подушках. А предназначенные для этих целей транспортно-десантные аппараты "Орленок" отправили в утиль.

Экраноплан Иволга. Фото: wikipedia.orgНа данный момент в России благодаря усилиям конструктора Вячеслава Колганова эксплуатируется экраноплан "Иволга". В частности, он используется в погранслужбе ФСБ. Но теперь, когда на экраноплан поступит заказ от военных, ситуация может кардинальным образом поменяться. Если модель приживется на флоте, в перспективе могут появиться и другие модели. Возможно, должное финансирование, прерванное в начале 1990-х, получат и экранолеты, которые эксперты называют еще более совершенными аппаратами, так ка они могут летать на больших высотах, как обычные самолеты. Так, экранолет С-90 был создан в ОКБ "Сухого" к 2000 году. Но пока проект поставили на паузу. Как и "ЭКИП", похожий на летающую тарелку, – его хотели использовать для десантных операций и даже перевозки пассажиров.

Выбор читателей