Кому на руку гибель российских самолетов?

В цивилизованных странах не принято муссировать тему авиакатастроф. В России же эти страшилки будут показывать по всем программам в течение месяца, хотя причины катастрофы любого самолета могут стать известны в лучшем случае через год

3 июля под Иркутском при заходе на посадку разбился самолет Ту-154. Погибло 145 человек, включая 136 пассажиров и 9 членов экипажа. Среди погибших было 6 детей и 12 иностранцев, предположительно, китайцев. 5 июля было объявлено в России днем траура.

Что послужило причиной трагедии? Версий много, но ни одна не объясняет случившегося. Катастрофа произошла в простых метеоусловиях, летчики были опытные, хорошо видели посадочную полосу. Уже были выпущены шасси и посадочная механизация крыла. И вдруг связь с самолетом была потеряна, он исчез с экранов радаров.

Произошедшее напоминает репортажи западных журналистов из Бермудского треугольника, где необъяснимо пропадали самолеты и корабли. Однако трагедия, случившаяся в "Иркутском треугольнике" наверняка имеет более прозаические причины.

Автор этих строк, проработавший не один десяток лет в крупнейшем авиационном центре России – Летно-исследовательском институте в качестве бортинженера, инженера по эксплуатации самолетов Ан-12, Ту-134 и Ту-154, придерживается следующей версии, которая, впрочем, совпадает с мнением многих ведущих авиационных экспертов страны

Схема падения самолета говорит о том, что на нем отказали сразу 3 двигателя. Такое событие маловероятно, но возможно. И, кстати, такой случай уже был, и именно с Ту-154. Но тогда это произошло на посадке и никто не пострадал.

Причин отказа всех двигателей может быть несколько. Две из них заслуживают особенного внимания, и обе они связаны с топливом. Согласно первой версии, самолет был заправлен некондиционным топливом, в результате засорились топливные фильтры авиадвигателей, что привело к остановке моторов. Кстати, аналогичная версия рассматривалась и после катастрофы под Иркутском транспортника Ан-124, но не была признана основной. Вторая версия – это недозаправка топливом. Автор лично видел несколько лет назад самолет Ан-24, который упал по этой причине, не долетев 100 метров до аэропорта Быково. Но тогда жертв не было: высота была маленькой.

Какой вывод можно сделать из всего сказанного выше? В катастрофе Ту-154 виноваты не инопланетяне, не погодные условия, не ненадежность российской авиатехники, а человек.

Согласно статистике безопасности компании Boeing, человек должен летать ежедневно в течение 8,2 лет, чтобы подвергнуться риску попасть в аварию с тяжелыми последствиями – это происходит с одним из трех миллионов рейсов. Ежедневно самолетами летает более 3 млн. людей. Каждые две секунды "Боинг" совершает взлет или посадку (41.000 рейсов в день). Летать самолетом в 20 раз безопаснее, чем ездить на автомобиле.

Россия в настоящее время является одной из самых безопасных стран в мире в области воздушных перевозок. Количество погибших пассажиров и членов экипажа в гражданской авиации РФ в первом полугодии 2001 года уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом 2000 года в 1,5 раза – до 12 человек. Количество катастроф уменьшилось в два раза – до 4. В первом полугодии 2001 года все авиационные происшествия произошли на вертолетах и легких самолетах, а не на регулярных пассажирских авиалиниях..

Уровень безопасности при регулярных авиаперевозках в РФ в настоящее время соответствует уровню ведущих авиационных держав, а по некоторым показателям превосходит их.

И это не голословное утверждение. Еще в 1994 году была проведена совместная американо-российская оценка, которая определила, что наша страна "удовлетворяет всем стандартам международной организации ИКАО по авиационной безопасности". Для справки: в 2000 году во всем мире аварии на воздушном транспорте унесли жизни 748 пассажиров.

Тем не менее, катастрофы происходят и в России. И, по утверждению экспертов Межгосударственного авиационного комитета (МАК), занимающегося расследованием авиационных происшествий, 10% авиапроисшествий происходит из-за отказов авиатехники, а 70-80% – на исправных самолетах и вертолетах из-за ошибок экипажей. В числе последних: недостаточная профессиональная подготовка; неумение своевременно и правильно принять решение при возникновении сложных ситуаций в полете; неумение оценить по приборам пространственное положение при попадании в сложные метеоусловия. Кроме того, причинами катастроф являются: недостаточная укомплектованность структурных служб обеспечения и подготовки полетов; слабая техническая оснащенность метеослужбы или ее отсутствие в отдаленных регионах; недостаточная организация контроля за выполнением полетов.

Иногда экипажи преднамеренно идут на нарушение требований обеспечения безопасности полетов, переоценивая свои возможности и проявляя самоуверенность.

Сегодня ключ к решению проблемы безопасности, и к этому склоняются как западные, так и российские эксперты, состоит в совершенствовании программ подготовки. Целесообразно пересмотреть подходы к тренировке, особое внимание уделив отработке слетанности экипажа. Кроме того, для предотвращения повторяющихся случаев, связанных с недостаточной профессиональной подготовкой экипажей, следует повысить качество и объем постоянных тренировок летного состава на тренажерах и в условиях полета.

Поэтому, подводя итоги, можно перефразировать старую французскую пословицу: "Ищите человека, и тогда можно найти причины любой катастрофы".

Но вот что поражает. В любой цивилизованной стране не принято долгое время муссировать авиакатастрофы. В России же эти страшилки будут показывать по всем программам телевидения в течение месяца, хотя причины катастрофы любого самолета могут стать известны в лучшем случае через год (почему так нескоро – это тема отдельного рассказа).

Кому выгодно дискредитировать Россию и отечественную авиатехнику? Тем чиновникам, которые лоббируют интересы зарубежных авиапроизводителей. Особенно сегодня, когда решается вопрос о намерении ведущей авиакомпании России "Аэрофлота" взять в лизинг несколько десятков западных самолетов. Как говорят циники, если бы не случилось катастрофы с Ту-154, ее надо было бы выдумать.

Выбор читателей