Атомная война за кресла

На первый взгляд может показаться, что главные проблемы в развитии атомной энергетики уже решены. На самом деле они только начались

Росэнергоатом добился желаемых результатов. 8 сентября в Правительстве РФ подписано распоряжение о создании Единой генерирующей компании атомной энергетики России. Правительственный документ предусматривает присоединение к Росэнергоатому федеральных государственных унитарных предприятий атомной энергетики. До последнего времени все атомные станции (АЭС) были подчинены Росэнергоатому только в вопросах безопасности, будучи при этом финансово самостоятельными. Концерн не обладал реальными рычагами управления АЭС, поэтому появление распоряжения можно считать серьезной победой атомщиков. Теперь в структуру Росэнергоатома входят Балаковская, Белоярская, Билибинская, Калининская, Кольская, Курская, Ленинградская, Нововоронежская и Смоленская АЭС, дирекции строящихся Воронежской атомной станции теплоснабжения, Кольской АЭС, Нововоронежской АЭС-2, Ростовской, Костромской, Башкирской АЭС, а также ряд ремонтных и обслуживающих предприятий.

На первый взгляд может показаться, что главные проблемы в развитии атомной энергетики уже решены. На самом деле они только начались.

Объединенный концерн - это уже не просто отдельные АЭС и не министерство, а тот "лакомый" кусочек, за который стоит побороться. Тем более, что нынешнее руководство концерна способно ради развития собственной очень мощной компании идти на конфликты с очень влиятельными политиками. Например, предложение о создании Администратора торговой системы (АТС), которое было внесено "Росэнергоатомом" в правительство, предусматривает публичный контроль за движением финансов и прозрачность схемы. Будучи принятым, подобный подход затруднит любое нецелевое использование средств, включая финансирование политической жизни или "некоммерческих" проектов. Вокруг создания АТС не утихает конфликт.

Очевидно, что за руководящие посты в концерне может развернуться настоящая борьба. Пока известны только несколько претендентов, имеющих реальные шансы занять кресло руководителя. О замене руководства Росэнергоатома распространялись слухи в различных властных структурах, но о свершившемся факте говорить пока преждевременно.

По информации из различных источников, среди претендентов на должность руководителя Росэнергоатома значится, в частности, фигура нынешнего замминистра Минатома Б.Нигматулина. Вполне вероятно, что он достиг определенных договоренностей с Анатолием Чубайсом о поддержке своей кандидатуры в обмен на "лояльный" подход к решению финансовых проблем в отношениях с РАО. Еще один возможный кандидат, лояльный РАО "ЕЭС России" - нынешний директор Балаковской АЭС П.Ипатов. По некоторой информации, его главная цель - пост министра, и ради него он готов пойти на соглашение с любой политической силой, способной этому содействовать.

Похоже, что предпринимает попытки поставить своего человека и "Альфа-групп". Но если для РАО "ЕЭС" атомщики - конкуренты, то для "Альфа-групп" - весьма прибыльный бизнес, позволяющий получить существенные преимущество перед конкурентами, например, МДМ-банком. Претендентом от "Альфы" выступает Евгений Адамов, бывший министр по атомной энергии. "Ушедший" с должности в разгар эпопеи о законах, разрешающих ввоз отработанного ядерного топлива, он пользуется большим авторитетом в атомном министерстве. Но сможет ли он, руководствуясь интересами одного из крупнейших российских холдингов, защищать государственные интересы?

Нельзя сбрасывать со счетов и проводимую в последнее время политику по назначению в крупнейшие компании людей, о которых сегодня мало кто слышал. Ведь Росэнергоатом - это государственное предприятие и снять его руководителя можно без голосования строптивых акционеров. Нынешнее руководство тщательно опровергает информацию о готовящихся переменах, утверждая, что никаких объективных причин для кадровых перестановок нет. Вроде бы и успехи есть, а серьезных претензий, наоборот, нет. В экономическом плане атомная энергетика выделяется на фоне не только отечественной энергетики, но и многих других сфер производства. Выработка перешагнула предел советского периода. За короткий срок практически изжиты бартерные схемы расчетов за свою продукцию. С 11 млрд рублей в конце девяностых годов объем бартерных (вексельных) расчетов уменьшился до 2 млрд в этом году. Концерн добился почти стопроцентной оплаты за свою товарную продукцию со стороны РАО "ЕЭС России", которое долгое время сопротивлялось этому и до сих пор сохраняет большую долю в оплате векселями, а не живыми деньгами (около 25%). В скором времени РАО начнет выплачивать задолженность концерну за прошедшие периоды, а это немалая сумма - 14 млрд рублей.

Существенные изменения произошли и в сфере экспорта электроэнергии. Росэнергоатом подписал несколько экспортных контрактов с энергокомпаниями стран ближнего и дальнего зарубежья. Опыт экспорта прошлого десятилетия, когда РАО "ЕЭС России" выступало посредником и практически удерживало у себя оплату за экспорт, показал, что такая схема нежизнеспособна. Монополии на осуществление экспорта электроэнергии у РАО нет, и поэтому их услуги самостоятельным производителям более не нужны. Но РАО, как монополист, пытается препятствовать допуску атомщиков к линиям электропередач. В конце августа эти действия РАО были признаны МАП России незаконными, и в срок до 10 сентября РАО предписано исправить существующую ситуацию. Но на данный момент ничего не изменилось.

Совершенно очевидно, что атомная энергетика - это та отрасль, в которой и так непростые производственные процессы постоянно осложняются различными политическими конфликтами. Поэтому при снятии или назначении руководства отрасли государственные интересы должны возобладать над политическими.

Выбор читателей