Телепузик еще страшней, чем его малюют

Найти для детей интересные и приличные журналы – мука мученическая. Нет, конечно, журналов вокруг есть много-много. Хороших и разных. И разных, что характерно, значительно больше

Не знаю, прекрасным ли был тот момент, но он настал. Мне, матери двоих детей, пришлось все же озаботиться проблемой детских журналов.

Дети у меня еще мелкие: не то что до "Левши" или "Юного техника" – до "Пампасов" пока не доросли. А все туда же – подавай им периодические издания, ориентированные на подходящий (средний – старший дошкольный) возраст.

Были бы постарше, проблем бы не возникло. Читали бы толстый литературный альманах "Колобок и два жирафа" – на редкость стильное издание: толстое, красивое и остроумное. Читали бы "Нашу школу" и приложения к ней: "Разноцветные дороги", журнал о реальных приключениях, и "Ларец Клио", журнал о загадках истории с гениальными игровыми вкладками: "Ты – сыщик в Москве XVII века", "Ты – Ломоносов". Читали бы те же самые "Пампасы" и "Вовочку" – журнал хулиганский, с анекдотами, карикатурами, страшилками и дразнилками. Еще бы что-нибудь читали по своим мальчишечьим интересам: машины, конструирование-моделирование...

Но они, дети мои, елы-палы, пока еще не выросли. И потому найти для них интересные и приличные журналы – мука мученическая. Нет, конечно, журналов вокруг есть много-много. Хороших и разных. И разных, что характерно, значительно больше. Я это давно подозревала, но окончательно поняла, когда прошлась по киоскам и спросила, какие издания для малышей пользуются наибольшим покупательским спросом. Ответ не блистал оригинальностью: комиксовые. Особенно – "Микки-Маус", "Принцесса", "Барби", "Покемон", "Телепузики".

– Знаете, как их расхватывают! – с жаром восклицали киоскеры, недоумевая по поводу моей кислой физиономии.

Ну, расхватывают – так расхватывают. Попробую и я посмотреть, решила я. И посмотрела. Самым приличным, на мой взгляд, оказался "Микки-Маус", где кроме комиксов можно найти множество любопытной информации, полезных и вредных советов, забавных историй и пр. Диснеевские журналы все более или менее построены по этому принципу, даже противно-слащавая девчоночья "Принцесса". Там идет эдакая игра с читательницей в самую прекрасную и замечательную принцессу, и родители девочек, с которыми я общалась, уверяют, что все это немного чересчур. Журнал "Барби", где все действующие лица комиксов произведены фирмой "Маттель", понравился мне еще меньше "Принцессы": там значительно меньше доля сколько-нибудь полезной информации и изрядно раздувается стремление читательниц ОБЛАДАТЬ тем, что они видят в журнале. В общем, "Барби" – это, скорее, не журнал, а просто довольно грубый маркетинговый инструмент. Таким же инструментом можно назвать и журнал "Покемон", основанный на одноименном японском мультике. Это издание живет в совершенном отрыве от реальности и предлагает своим читателям удалиться в то же виртуальное пространство, где живут "карманные монстры" (дословная расшифровка словца "покемон"), причем единственная информация, которая содержится тут помимо комиксов – подробная классификация этих самых выдуманных чучелок. Девиз журнала – "Собери их всех!", должен подвигнуть читателей на выклянчивание у старших родственников наклеек, соток, куколок и прочего с покемонской символикой. Словом, сплошная проза жизни при полном отсутствии с этой самой жизнью какой-либо связи.

И вот, наконец, добралась я до полиграфического кошмара, который стоит особняком даже в ряду классифицированных ранее. Это "Телепузики" – печатный уродец по мотивам одноименного телевизионного ужаса. Качество текстов – не будем о грустном. Качество картинок – все это мы имели несчастье видеть в "ящике". Представление редакции о читателях – "скопище малолетних идиотов". Цель издания – а вот на этом, пожалуй, надо остановиться подробнее. Помните, как некоторое время назад нам свистели в уши, будто "Телепузики" – самая замечательная образовательная программа для малышей в мире. Когда мы сию "замечательность" увидели, то удивились и испугались. Те, кто имеет некоторое представление о детской психологии и педагогике, поспешили выключить телевизоры и отогнать от них детей. Для тех, кому не все стало ясно с первого взгляда, разъяснения давали писатели, психологи, педагоги: "ребята, это ужас-ужас, это нельзя показывать детям." Однако дети к "Пузикам" тянутся, а некоторые родители (не те, которые проводят долгие зимние вечера в Интернете за игрой "Убей телепузика") поддерживают их в этом стремлении и даже покупают телепузьи журналы. Так вот, не надо этого делать. В журнале прослеживается та же тенденция, что и в передаче. Поэтому я позволю себе процитировать психолога, специалиста в области нейро-лингвистического программирования доктора Игоря Кудрявцева. Он утверждает, что и в телепередаче, и в журнале есть элементы НЛП и эриксоновского гипноза, а дети поддаются внушению намного легче, чем взрослые. В общем, телепузики – и в электронном, и в полиграфическом виде – просто опасны.

Запрятав все закупленные полиграфические шедевры подальше от потомства, я тяжело вздохнула. Старые добрые "Веселые картинки" изрядно повзрослели, и не очень будут понятны моим дошкольникам. "Мурзилка" еще в нашем детстве был рассчитан на детей школьного возраста. Куда ж крестьянину податься?

Ответ пришел совершенно неожиданно. Мы с детьми пошли на одно мероприятие с викториной и призами. И там мальчики выиграли по номеру журналов "Спокойной ночи, малыши!" и "Кукумбер", который напомнил мне легендарный "Трамвай". И если я нашла, к чему в этих журналах придраться, претензии эти были мелки и незначительны по сравнению со всеми предыдущими открытиями. Так что вот эти-то издания мы теперь и читаем.

Выбор читателей