Говорят, что в 45 баба ягодка опять

Любовь минувшего века имеет отличительные черты – быстрый секс на могильной плите или на заднем сиденье машины, разглядывание детских фотографий и вздохи "Ах, как я хочу стареть вместе с тобой"

Клуб неудачниц (Crush)
Великобритания, 2001
Режиссер: Джон Маккей
В ролях: Энди Макдауэлл, Кенни Даути, Анна Ченселлор, Имельда Стаунтон).


Грань между драмой и мелодрамой с годами становится все тоньше и изысканнее, карикатурные злодеи с мясистыми щеками отходят в далекое прошлое, чистая любовь принимает все более чудн ые формы. А феминизм тихо опочил, оставив нас пожинать его чахлые плоды. Женщины снова становятся миленькими дурашками, которые ни черта в жизни не понимают. Только теперь этим прелестницам уже за сороковник, они занимают важные посты, не имеют мужа и детей и знают целительную силу групповой психотерапии.

Место действия фильма "Клуб неудачниц" – маленький городок на севере Англии. Три дамы: завуч местной школы, начальник полицейского участка и врач – собираются раз в неделю, чтобы рассказать друг дружке жалостливые истории своих одиноких серых буден. За самую трогательную еженедельную исповедь полагается утешительный приз – коробка с печеньем, дабы выигравшая неудачница подкрепилась и была снова готова к беспросветности провинциальной жизни.

Врачу Джанин не везет до смешного – побывав замужем за Мистером Школьником и Мистером Гомосексуалистом, мадам почти обретает счастье с моложавым, привлекательным и очень богатым джентльменом, она уже готова принять его ухаживания, как вдруг он заставляет ее саму расплачиваться в единственном дорогом ресторане городка. Женщине-полицейскому Молли не везет профессионально – неказистая толстушка вместо ухажеров встречает на своем пути потенциальных насильников и извращенцев. Главной же героине – училке Кейт – не везет вообще. Во-первых, она чем-то неприятным болеет; во-вторых, хочет ребенка, каковое желание постоянно доводит ее до слез – ну, вы знаете этих старых дев, у которых своих детей нет, поэтому они на несчастных школьницах отрываются; а в-третьих, кроме подруг по клубу, весь круг ее общения – прихожане местной церкви, которые все чаще собираются на похороны и все реже по веселому поводу. Просто не храм Божий, а отдел смертей при ЗАГСе. Там-то свое счастье героиня в исполнении Энди Макдауэлл и обретет: появится в церковной тусовке новый органист – бывший ученик Кейт, трогательный субтильный юноша с седой прядкой для придания шарму, помладше ее на полтора десятка лет.

Любовь века имеет отличительные черты – быстрый секс на могильной плите или на заднем сиденье машины, разглядывание детских фотографий, вздохи "Ах, как я хочу стареть вместе с тобой" и фейерверк на День американской Независимости. Тем не менее, это как раз любовь, а не жесткие перверсии каннских лауреатов. Такая любовь, от вида которой хочется плакать и завидовать: "Везет же людям". Но подруги у героини – дамы практичные, они носовые платки только по назначению используют, а не для невидимых миру слез. И давай они это высокое чувство разрушать – других мужиков завучу подсовывать (будто они раньше этого делать не могли, когда та одиночеством страдала), в Париж на week-end вывозить и прочее. Мелодраматические козни закручиваются вплоть до того, что коварные разлучницы попытаются залезть в штаны юному жениху, да еще и заснять это на видеокамеру...

Конечно, гром грянет, прекрасная половина возьмет реванш за собственную смертность в "Сладком ноябре" и прочих "Осенних Нью-Йорках". Болезненная стареющая фемина оплачет своего молодого любовника и станет жить дальше. А милый юноша падет жертвой крепкой женской дружбы. С этого момента сюжет фильма переломится в иную сторону. Начнется совсем другая история – про чувство собственности, когда ты считаешь, что имеешь право решать судьбу своих близких, про неизбежность боли и потери, про бесполезность запасных вариантов, потому что любовь – она одна, и не заменяема по желанию. Комедией в "Клубе неудачниц" и не пахнет, несмотря на всю легкость иронии и светлую лирику. Мелодрама медленно и верно отказывается от happy-end'а, чтобы приблизиться к жанру ступенькой выше. Душещипательная история любви оборачивается драмой среднего женского возраста, со своими взлетами и падениями, с мечтами и реальностью. С простыми жизнеутверждающими истинами, что ночь темнее всего перед рассветом, а после зимы обязательно наступит весна. Фильм полон парадоксов и блестящих реприз. А счастье в финале будет обязательно – ну хотя бы для второстепенных героинь, которые обретут свое личное женское спокойствие, что наверняка избавит страдалицу Кейт от человеколюбия ближайших подруг.


Фильм можно увидеть в кинотеатре "35 мм".

Выбор читателей