Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
О задержании Мадаминова стало известно лишь вчера, после того как сотрудники чешской полиции позволили лидеру "Эрк" связаться по телефону с сыном. В телефонном разговоре Мадаминов сообщил, что его задержали по требованию Узбекистана и что через три дня суд будет решать вопрос о его экстрадиции обратно на родину.
Практически сразу после задержания Мадаминова правозащитный центр "Мемориал" выступил с заявлением, в котором потребовал от чешских властей немедленно освободить лидера "Эрк" из-под стражи и отклонить требование Узбекистана о его экстрадиции.
К слову, возврат обратно в Узбекистан для 52-летнего Мадаминова более чем нежелателен. Минимум неприятностей, которые его там ждут, – это 15 лет и шесть месяцев в колонии строгого режима. 17 ноября 2000 года Верховный суд Узбекистана заочно признал его виновным по 13 статьям уголовного кодекса, в том числе – в покушении на конституционный строй республики, на жизнь Ислама Каримова, разжигании расовой и межрелигиозной розни, а также в организации террористических актов на территории Сариассийского и Узунского районов Сурханддарьинской области, Бостанлыкского района Ташкентской области, а также 16 февраля 1999 года в Ташкенте. Кроме того, по утверждению узбекских властей, Мадаминов был тесно связан с группами исламских повстанцев в Афганистане.
В общей сложности тогда обвинения были предъявлены 12 лицам. Однако главным обвиняемым, в том числе и Мадаминову, который к тому моменту находился за границей, удалось ускользнуть. На скамье подсудимых оказалось лишь трое: Улугбек Махмудов, Талибжон Абдулвахитов, Усман Шукуров. Всем остальным обвинение было предъявлено заочно. В том числе Тахиру Юлдашеву и Джумабаю Хаджиеву (создателям объявленных в Узбекистане вне закона партий Исламского возрождения "Адолат", "Товба", "Ислом Маркази") Юлдашев обвинялся также в подготовке к вторжению в Киргизию и Узбекистан около 5 тысяч боевиков.
Мадаминов, как утверждало следствие, вместе со своими соратниками из незарегистрированной партии "Эрк" вел подрывную деятельность против легитимного строя Узбекистана, финансировал приобретение оружия и взрывчатых веществ. В частности, как утверждала прокуратура на обвинительном процессе, он заплатил вооруженным формированиям за подготовку и проведение террористических актов 1,6 млн. долларов США.
Впрочем, не исключено, что этот процесс имел политическую подоплеку. Фактически, начиная с 1991 года Мухаммад Солих постоянно пытался "перебежать дорогу" нынешнему президенту Узбекистана Исламу Каримову. В 1991 году он был его единственным соперником на президентских выборах. А в 1994 году, сразу после разгрома демократической оппозиции, был вынужден покинуть пределы Узбекистана. Как утверждал сам Мадаминов, его вынудило это сделать постоянное преследование со стороны спецслужб. При этом, выехав за рубеж, он не прекращал активной политической деятельности и до сих пор является одной из ключевых фигур на узбекской политической арене.
В Пекине испугались ограничений со стороны Вашингтона