Неутоленная страсть

Это страшнее, чем страсть, скучнее, чем любовь, – застывшая лавина престарелой чувственности. Двухчасовая народная мелодрама о крахе жизненных ценностей и о бесплодных поисках освежающей страсти

Лавина
Россия, 2001
Режиссер: Иван Соловов
Автор сценария: Виктория Токарева
В ролях: Александр Феклистов, Нина Гребешкова, Михаил Козаков, Анна Каменкова, Лариса Борушко, Андрей Чадов


Кризис среднего возраста отечественного кинематографа подошел к концу. Последует ли затем виток умудренности житейским опытом – еще неизвестно, но отдельные всплески старческого маразма уже налицо.

Сюжет последнего такого маразма прост, банален и беспроигрышен: седина в бороду – бес в ребро. Состряпать из этой формулы можно что угодно – от оскароносной американской красоты до пошлейшей скуки с обманчиво-экстремальным названием "Лавина".

Картина, снятая Иваном Солововым по произведению одной из самых известных кинодраматургов нашей с вами современности Виктории Токаревой и по заказу правительства Москвы, поражает бюджетным размахом и несоответствием происходящего на экране этому самому размаху.

Хотя кого-то, может быть, и заворожит бестолково-мрачная история в роскошно-сытых интерьерах про обрюзгшего тюфяка – гениального пианиста Месяцева (Александр Феклистов), которому давно уже пора было пройти все завихрения и кризисы среднего возраста. Тюфяк, заботливо отправленный супругой в подмосковный дом отдыха, влюбляется там в заторможенную инфернальницу по имени Люля, барахтается с ней в сугробе, подстелив под даму ее же собственную роскошную шубу. После чего (видимо для оправдания бюджета) везет ее в Париж по магазинам. До сих пор где-то в глубинах отечественного киносознания зиждется убеждение, что распродажа в модных бутиках – самое романтичное, что может случиться с влюбленными. В какой именно момент этой застывшей мыльной оперы вступает в действие та самая лавина, которая "больше, чем страсть, и сильнее, чем любовь", – остается невыясненным. Вялая косноязычная дама, медленно чистящая ногтями апельсин и уступающая свою шубу первому встречному, на лавинообразную страсть не претендует; гениальный композитор, без пяти минут дедушка с язвой желудка, немного млеет, немного блеет, но на роль искусителя тоже не тянет. Больше похоже на легкую ностальжи утраченных в предыдущем браке чувств. И где, спрашивается, лавина страстей? Скорее всего, так образно называется скопище жизненных неурядиц, рухнувших на главного героя. Самой неприятной становится передозировка, угробившая брошенного сына. Молодой актер Андрей Чадов, известный как смазливый блондинчик, ловко предлагающий с телеэкранов батончик "Финт", в самых ударных кадрах "Лавины" медленно и картинно загибается и тонет в синем мареве софитов. Но неоправданная в этой кукольной мелодраме трагедия нужна авторам лишь для озвучания сакраментальной фразы – "у вашего сына нарушены связи с жизнью". На самом деле это не про сына, и даже не про главного героя. Эти связи нарушены у самих создателей произведения. Современный кинематограф страшно далек от реальной жизни. Бессмысленное зрелище, в котором не жалко никого из шаблонных фигурок, произносящих шаблонные фразы. Не веришь в чувства героини и в ее роль роковой женщины. "14 килограммов краски – и все дела!". Не веришь герою и его брошенной жене с ее театрализованными причитаниями. Веришь только актрисе Нине Гребешковой и ее персонажу: полукомической идеальной теще, которая всех любит и печет удивительно вкусные и съедобные пирожки. Но даже огромная корзина свеженьких хлебобулочных изделий не утолит зрительскую алчность, ежели этому самому зрителю была обещана настоящая страсть.


Фильм идет в кинотеатрах "Каро-фильм", "Каро-фильм-2", "Ударник", "Первомайский", "Киноплекс" на Ленинском.

Выбор читателей