Болотное побоище

В год Петуха войска Бирмы вошли в сиамскую столицу Айюттайю, тем самым положив конец осаде, а заодно и былой силе Сиамской Империи. Но история о храбрых воинах не умерла, а превратилась в легенду

Воины джунглей (Bang Rajan)
Таиланд, 2000
Режиссер: Танита Йитникуль
В ролях: Винай Карибутр, Джаран Нгамде, Бин Бунлуерит


"О чем кино-то? – Сиам, он же Таиланд, XVIII век, крестьянские баталии. – Неплохо, а кто снимал-то? – Так таиландцы и снимали. – А они что, умеют?!"

О да! Они еще и не так умеют делать большое кино – эти далекие от нас сиамцы. Те, кто видел последний в нашем прокате тайский кинохит "Опасный Бангкок", поймут, о чем идет речь.

Экспортный образчик дальневосточного эпоса. Для удобства восприятия фильма иностранными зрителями центральным персонажам придаются отличительные черты – старый вожак выделяется благородной сединой, благословляющий священную битву буддийский монах сверкает тонзурой, призванный варяг производит впечатление усами, напоминающими размахом воловьи рога.

Итак, XVIII век, разоренная бирманцами деревня Банг. Оставшиеся в живых крестьяне начинают партизанское движение – женщины, дети, мужчины в набедренных повязках, вооруженные копьями и стрелами и немногочисленным огнестрельным оружием, отчаянно противостоят оснащенной по последнему слову военной техники бирманской армии. Вот и весь сюжет. Всякие частности, вроде беременности одной из героинь, алкоголизма самого отважного бойца и смены партизанского лидера путем призвания варяга из соседней деревушки, не придают героическому эпосу привкус живой истории, но орнаментально украшают обыденную жесткость военных действий. Поминальные курганы, дерево, на котором раскачиваются тела повешенных женщин и детей, могли бы переполнить фильм сентиментальным пафосом, но, несмотря на весь этот кроваво-физиологичный колорит, патетики здесь не больше, чем в черно-белом шедевре мастера монтажа, "Александре Невском". Кадры замерзшего льда Чудского озера под палящими лучами азиатского солнца переплавляются в не менее кровавое побоище болотистых джунглей. На описание сцен, где "смешались в кучу кони, люди", не хватит слов поэта, на это есть только кинематографическое искусство. Сила монтажа, теоретиком которого был тот самый Сергей Эйзенштейн, разворачивается в "Воинах джунглей" на полную мощность. Колото-режущая, окровавленная легенда, любовники на поле брани на последнем дыхании тянут друг к другу отрубленные руки. Голливудский гламур задыхается от зависти. Война – это даже не философия, война – это естественное течение жизни, как посевная или сбор урожая, как рождение детей, как болезни и провожание в последний путь.

Два года небольшой отряд маленьких, но гордых сиамцев с обнаженными торсами не подпускал врага к столице. Два года мужики с топорами оберегали свое отечество. Все умерли, героям поставили бронзовый памятник, про них сняли фильм. Сиам сохранил свою независимость.


Фильм можно увидеть в кинотеатрах "Каро-фильм", "Киноплекс на Ленинском", "Пять звезд", "Победа", "DownTown" и др.

Выбор читателей