Филиппки в поисках рая

Оставив в покое монтажные находки и выходки, этим фильмом Тыквер начинает новый этап – снимает "большое кино" без хулиганства киномеханика, пускающего историю вспять, без шизофренической двойственности персонажей

Рай (Heaven) Германия – Италия – США, 2002
Режиссер: Том Тыквер
В ролях: Кейт Бланшетт, Джованни Рибизи, Ремо Джироне, Стефания Рокка


Ее зовут Филиппа, его – Филиппо. Он – молоденький карабинер итальянской полиции, предложивший свои услуги начальству в качестве переводчика с английского на допросе подозреваемой. Она – англичанка, подозреваемая в совершении теракта и в принадлежности к террористической организации. 30-летняя учительница английского в средней школе, вдова итальянца, погибшего от передоза, Филиппа Паккард знает крупного наркодилера. Она неоднократно пыталась поделиться этой информацией с карабинерами, но почему-то ее письма не попадали по адресу, по крайне мере никаких следов их регистрации в полицейском управлении нет. И вот отчаявшаяся в поисках справедливости учительница предпринимает попытку сама отомстить за своего покойного мужа и за своих учеников, злоупотребивших наркотиками. Она подкладывает самодельную бомбу в офис к видному бизнесмену Марко Вендичче, на досуге возглавляющему сеть наркоторговцев, и сразу сдается полиции. Но по трагическому стечению обстоятельств от взрыва погибают невинные люди – отец с двумя маленькими девочками и уборщица офиса. В полиции Филиппе никто не верит, в ее доме не обнаружено ни одной копии тех писем, которые она, по ее словам, писала в полицию, ее делу пытаются придать вид теракта и требуют имена сообщников. Немудрено – ведь у несостоявшейся жертвы Филиппы есть свои люди в управлении. Единственный, кто ей верит, – карабинер-переводчик. Он влюбляется в свою подопечную и предлагает ей помощь в организации побега. Та соглашается не потому, что ей дорога свобода, а потому, что преступник остался в живых. Филиппе надо довести собственную месть до конца.

Грустная история двух обреченных беглецов от создателя культовой картины "Беги, Лола, беги!" и доброй сказки "Принцесса и воин" Тома Тыквера. В этот раз режиссер экранизировал неосуществленный проект Кшиштофа Кесьлевского ("Рай" – первая часть задуманной Кесьлевским трилогии, дальше должны были последовать "Чистилище" и "Ад").

Нарочито-примитивная мелодика эстонского минималиста Арво Пярта, иллюзорно-прекрасные пейзажи итальянской провинции и пронзительная прямолинейность в философии художника: рай – недостижим, счастье – слишком хрупкая субстанция, чтобы стать реальностью. И метафоричный пролог – полет на виртуальном вертолете над столь привлекательной пасторалью виртуальных цветущих садов – рифмуется с финалом, с угнанным полицейским вертолетом, на котором беглецы отправляются, возможно, в свой последний полет, потому что "невозможно набирать высоту бесконечно".

Картина, открывавшая последний Берлинский фестиваль, сделана добротно; от Тыквера иного и не ожидалось. Оставив в покое монтажные находки и выходки, этим фильмом режиссер начинает новый этап – снимает "большое кино" без хулиганства киномеханика, пускающего историю вспять, без шизофренической двойственности персонажей.

"Рай" – красивая и ясным языком рассказанная притча о том, как бритые наголо голубки-Филиппки любят друг друга под зеленой сенью деревьев.


Фильм выходит в широкий прокат с 18 апреля в кинотеатрах "Орбита", "Гавана", "Зарядье", "МДМ-кино", "Киноплекс на Ленинском", "Пять звезд", "Победа", "Ролан".

Выбор читателей