Бритты высадили "голубой" десант

Фестиваль Нового британского кино дает развернутую картину того, чем дышат режиссеры на берегах Альбиона. На сей раз он не пестрит громкими именами и больше похож на смотр независимых авторов

Фестиваль Нового британского кино совершает уже третий тур по экранам нашей страны. Дебютировав в 2000 году в Москве, в прошлом году отважные британцы предприняли увенчанную успехом попытку просветить северную столицу. А этой весной фильмами современных нам англичан смогут насладиться уже 7 городов.

С 19 по 27 в кинотеатрах "Художественный" и "Америка-Синема" москвичи имеют возможность оценить 14 фильмов, снятых в период 2000-2002 гг.

Репертуар этого года достаточно разнообразен; при отсутствии громких имен зрителю предложено получать удовольствие от жанровой мешанины. Три фильма – "Я без тебя", "Последнее желание" и "Сердцу не прикажешь" – остаются в российском прокате. Последний выходит на наши экраны даже раньше официальной премьеры в Англии, что удивляет и радует его создателей – парочку представителей племени, известного своим нетрадиционным подходом к сексу, – приехавших на открытие фестиваля в Москву. Нил Хантер и Том Хансингер, сделавшие вместе уже вторую ленту, крепко держатся в своем творчестве близкой им темы.

В фильме "Сердцу не прикажешь" (The Lawless Heart) основная линия – гомосексуальная. Три различные мужские истории начинаются со смерти гомосексуалиста – соответственно друга, родственника и любовника трех главных героев; заканчивается каждая новелла в одной и той же точке, чтобы затем вернуться к гробу и рассказывать следующую, выводя трех персонажей по очереди в главные.

Стюарт умер, и похороны предоставили возможность его шурину Дэну познакомиться с очаровательной дамой, интрига с которой приведет к первой в его жизни измене жене.

Стюарт умер, и похороны послужили поводом для возвращения Тима, его кузена и лучшего друга времен бесшабашной юности, в родной захолустный городок, дабы попытаться заново обрести свои корни.

Стюарт умер, и потрясенный этим его постоянный любовник Ник чуть не сорвался в пропасть "натуральной любви".

Но суть как раз в том, что Стюарт умер, и все попытки героев совершить то или иное действие оказываются лишь отзвуками эха прошедшей жизни. Время остановилось в определенной точке, и никто уже не в силах что-либо менять или начинать заново.

Британцы – люди с хорошо известным чувством юмора. В данном случае – специфическим. Только они могли додуматься начать лирическую комедию с похорон, сделать их центральной точкой сюжета и все время возвращаться к печальному ритуалу – раздаче черных галстуков забывчивым гостям. Пыльно-похоронный юморок "Сердца..." получился натужным и неестественным, равно как и все намечающиеся любовные линии.

Не интригует даже нетрадиционная окраска сюжета, принесшая создателям первую премию Туринского фестиваля фильмов об однополой любви. В британском гомосексуализме не оказалось ничего неприличного или необъяснимого – он совсем домашний и даже более нормален, чем, к примеру, влюбленность в официантку.

Создатели фильма совершили ошибку, свойственную молодым кинотворцам: им не хватило сил на то, чтобы вытянуть одну полнометражную историю, и они стыдливо разбивают сюжет на новеллки, причем ни одна не дотягивает до уровня законченного анекдота; все эти мини-конфликты не укладываются в аккуратную мозаику сюжета глобального, как и заигрывания с различными жанрами – от мелодрамы до "черного юмора" – не составляют единую картину. Отходняк после похорон близкого человека отыгран пренебрежительно, выводов не следует никаких. Разобравшись с наследством покойного, все персонажи расползаются по своим норкам.

А зрители – по следующим сеансам. В надежде, что там им повезёт больше.

Выбор читателей