Выйти замуж за идиота

Первая роль в кино великой певицы земли татарской Алсу, звездный актерский состав и ласковое солнце Черноморского побережья – вот рецепт отечественного кинематографа XXI века

Атлантида
Россия – Украина, 2001
Режиссер: Александр Павловский
В ролях: Дмитрий Харатьян, Ольга Сутулова, Юлия Рутберг, Алсу


Честно признаюсь: я вечно путаюсь в юбилейных датах. Вот когда близилось 200-летие Пушкина, про это так много и громко говорили, что даже до меня дошло. А последние года полтора меня всё не отпускает ощущение, что скоро-скоро, буквально вот-вот грядет юбилей Чехова – иначе как объяснить тот факт, что любой отечественный кинопроизводитель, который благородно-брезгливо морщится от слов "боевик" или "кассовый фильм", так вот, такой производитель почему-то обязательно посклоняет фамилию Антон Палыча: "Мы снимаем чеховскую историю", "В основе нашего фильма лежит чеховский сюжет" и т.д.

Правда, мне коллега недавно объяснил, что не только в последнее время, но и всегда пьесы Чехова – это наше всё. Единственное громкое, международного уровня имя в истории отечественной драматургии. Другие козыри в рукаве такой магической силой не обладают, а так – все просто: ежели, к примеру, в кадре тетка среднего возраста хвостатого водолаза по пляжу выгуливает – это дама с собачкой, и никак иначе. "Курортный роман, теплый семейный быт – это же Чехов!.." Вот только у меня вопросик: вы быт с бытовухой не путаете?

Особенно радуют пресс-конференции кинодемиургов – их сценарии точно одним пером написаны: "В этот период засилья на наших экранах боевиков, кровавой расчлененки, стрелялок, взрывов и прочей агрессии так хочется быть оригинальным и снять доброе, светлое, вечное, хочется сказки, хочется большой и чистой любви".

Ага, а еще хочется луку, селедки и пошлости. Вот приличных боевиков кроме мелодраматических "Сестер" Сергея Бодрова-младшего и добрейшего "Апреля" Константина Мурзенко я что-то не припомню, зато сладких сказок про любовь наваляли уже в рекордном количестве, латиноамериканским сериалам скоро придется отступить под такой "Лавиной" среднерусских страстей.

Итак, "Атлантида". Ах, Атлантида! Говорят, был такой остров, и жизнь там была сказочная, а потом он утонул и сказка закончилась, но грёзы о Золотом веке не отпускают человечество до сих пор.

Атлантида – название современной деревушки у самого Черного моря. Живут в этом райском местечке несколько семей, дружат домами, в гости друг к другу ходят, в море купаются, на песочке загорают, карнавалы-маскарады устраивают, иностранцев принимают, детей растят. Вот выросла одна такая девочка-лапочка, да и влюбилась в соседа Александра – приятеля своих родителей, художника-скульптора, красавца-мужчину средних лет в исполнении Дмитрия Харатьяна...

Сюжет, каков сюжет! – Чехов отдыхает в вишневом саду! Неотразимый художник первую девичью любовь отверг, процитировав ей "Евгения Онегина" ("Ну ты просто Татьяна Ларина!"), велел девочке "идти в монастырь или замуж за дурака". Последнее она сгоряча и сделала. Вышла замуж и укатила в Америку, а скульптор-Александр со своей женой-дизайнером уехал в Венецию, где и карнавалил пару лет.

Но в итоге-то все пути ведут в Атлантиду, к родным, так сказать, пенатам, там-то герои снова и встретились. Повзрослевшая чужая жена пугала скульптора уже меньше вчерашней школьницы, и была у них Любовь, и пела им свои песни Алсу, и было им Щастье, правда, недолго.

На самом деле в защиту нового фильма известного одесского киномэтра советских времен Александра Павловского ("Зеленый фургон", "Трест, который лопнул") можно сказать много: слащавой мелодрамы, легкой, воздушной и слезовыжимательной не получилось, зато вышла из рук мастера крепенькая, добротно, как табуретка, сбитая трагикомедия. И не верьте тому, кто скажет, что главная фишка фильма – это клипы Алсу на музыку Максима Дунаевского, главное совсем в другом. Вот что умеют делать настоящие мастера – это собирать отличный актерский ансамбль, который украсит любой сценарий, лихо оттарабанит любой степени запущенности диалог и с легкостью разведет зрителя на слезы, смех и прочие эмоциональные выплески. Речь не только о Дмитрии Харатьяне и его партнерше, инженю-дебютантке Ольге Сутуловой, а также об Александре Балуеве, Андрее Анкудинове, Виктории Спесивцевой, Андрее Жолдаке и Ларисе Шахворостовой. Несомненная звезда "Атлантиды" – второстепенный персонаж, тетка-соседка в исполнении Юлии Рутберг. Актриса сама призналась, что ориентиром в этой небольшой роли для нее служила божественная Фаина Раневская в "Подкидыше" и ее бессмертное "Муля, не нервируй меня!". У Рутберг парафраз получился отменный. Редкой стервозности женщина и ее муж-подкаблучник (Александр Самойленко) выводят душевность мелодрамы на высоту искрометной комедии.

Сказочный остров Атлантида давно утонул, советское Большое Кино кануло в Лету, но на останках этих тиранозавров, оказывается, можно возвести новое здание или снять новое кино. Нормальное кино, вот только Чехов тут все же ни при чем.

Выбор читателей