Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Кстати, в России, на текущей неделе почтовые отделения организуют расширенные выставки-продажи продукции: специальные фирменные конверты, марки, почтовые блоки, сувениры. А на конверты ставится особый праздничный штемпель с соответствующими надписями. От обычного он отличается большим диаметром. Филателистам подобное гашение хорошо известно, поскольку такие штемпеля ежегодно выдаются операторам для специального гашения марок. А еще в эти дни на почтамте выделяется дополнительное рабочее место для продажи желающим почтовой продукции, так что любителей раритетов ждет приятное времяпрепровождение.
И если бы мы с вами жили пятьюдесятью годами раньше, эту историю можно было бы не продолжать. Потому как рассказ о том, сколь почетна и полезна работа почтальона, сильно смахивает на стихотворение "Мамы разные нужны, мамы всякие важны" и годится разве что для учебника младшей школы. К счастью, живем мы с вами именно тогда, когда живем, а потому рассказ наш продолжается. С развитием Интернета доля почтовых отправлений неуклонно снижается. В первую очередь это касается личной переписки. Так, в России 70% корреспонденции – деловая переписка, 30% - письма личного характера, что, право, логично и вполне обоснованно. И этому не может помешать даже исключительно невысокий процент наших граждан, имеющих доступ к Интернету из дома. Таковых, по данным Фонда "Общественное мнение", на сегодняшний день 8% (если учитывать только тех пользователей, которые достигли 18 лет, но даже с определенной погрешностью цифра выглядит невзрачной… особенно по сравнению со Швецией, где Сетью из дома пользуются 82% взрослых).
В общем, несмотря ни на что, личную переписку Интернет все-таки поглощает и отнимает у традиционной почты изрядную долю клиентуры. Едва ли данный процесс осложняет жизнь нашим почтальонам, получающим за свою работу гроши. Тут скорее дело принципа. Опять же, речь не идет о полном поглощении сферы почтовых услуг Интернетом (посылку-то или бандероль с заказным письмом в электронном формате не отправишь), скорее, стоит говорить о перераспределении ролей, а также об изменении характера почты в связи с ее включением в Глобальную сеть.
По данным аналитического агентства IDC, ежедневно в мире пересылается около 31 млрд электронных писем, и к 2006 г. их количество вырастет ровно вдвое. А вот доля личной переписки, по оценкам специалистов, уменьшится, поскольку ее все больше будет теснить спам, автоматические рассылки и оповещения. И если сегодня на долю личной переписки приходится около двух третей объема пересылаемой электронной почты, то к 2006 г. она будет составлять только половину.
В общем-то, нельзя сказать, что спам – целиком и полностью порождение "e-мыла". Приснопамятные "святые" письма, рекламные объявления типа "Подпишитесь на каталог нашей литературы" и прочие уведомления (те, что приходят именно в конвертах, а не кладутся в ящик ушлыми разносчиками рекламы) – все это было хорошо знакомо и обычной почте. Однако согласитесь, размах спама был значительно меньше даже в процентном соотношении. Поэтому говорить о том, что электронная почта открыла спаму второе дыхание, можно. И виртуальный почтовый ящик без спама – либо очень хорошо зашифрованный, либо очень хорошо оснащенный ящик. Кстати, компания IDC прогнозирует увеличение спроса на различные программные фильтры, позволяющие отделить спам от содержательных сообщений и более важные письма от менее важных. Что тоже, в принципе, логично: при таком-то засилье писем, да еще если они приходят не только от любимой подружки…
В общем, меняется наша почта, что и говорить. Ну, и наше отношение к ней меняется соответственно. Перлы эпистолярного жанра, характерные для прошлых веков, канули в Лету и, очевидно, если не навсегда, то надолго. Нам некогда, и мы все сокращаем, даже то, что не поддается сокращению ни по каким правилам. А для вящей пущести ставим смайлики и прочие пунктуационные рожицы, да еще и цепляем на них семантическую нагрузку. Было бы забавно поглядеть на изумленное лицо Антона Палыча Чехова при виде современного электронного послания, испещренного жуткими грамматическими ошибками и абсолютно беспорядочным для неискушенного человека набором знаков препинаний.
Между прочим, ставите ли вы смайлики в обычном письме, написанном от руки? Это так, к слову. Я как-то попробовала в отсутствие Интернета сваять подруге послание. Раньше, до знакомства с Сетью, мы переписывались очень активно: в каждом письме не менее десятка страниц рукописного текста. После того, как в нашу жизнь прочно вошел Интернет, письма стали короче, и когда я писала ей на бумаге снова, меня – о, ужас! – так и тянуло нарисовать традиционные уже двоеточие-дефис-закрывающую-скобку. И деться от этого было положительно некуда. В результате я подумала и решила, что почтовые отправления, посылаемые в конверте, ничуть не хуже тех, которые я строчу, глядя в экран монитора. И комбинацию из трех знаков таки нарисовала. И не раз. Говорят, симптом…
Вообще, смех смехом, а Интернет оказывает на письменную речь довольно существенное влияние. Сравниваю опять-таки с прошлым. Еще наши бабушки имели в школе развлечение под названием чистописание. Имели долго, не то два, не то три года (если не все четыре). У нас такая забава тоже была, но в прописях, пока все буквы твердо не выучим. О том, чтобы тщательно выводить чернильными ручками без клякс и помарок четким каллиграфическим почерком сложноподчиненные предложения, речи не шло вообще. Сейчас, насколько я знаю, прописи сохранились, однако при зрелом размышлении я прихожу к выводу об их постепенном упадке. И то сказать, зачем человеку рукописное письмо, ежели он прекрасно наберет текст на родимой клавиатуре (со всеми прилагающимися к нему смаликами-сокращениями) и в лучшем виде отправит по адресу?
Знаете, что будет в скором времени в обязательной школьной программе вместо чистописания? Правильно, "слепая" машинопись. Ладно, смеюсь, конечно.
Напоследок – курьезная, но весьма интересная статистика исследования, проведенного участниками проекта Pew Internet & American Life Project среди мэров и членов муниципальных советов, входящих в американскую Национальную лигу городов. Местные власти, оказывается, гораздо активнее используют Интернет и электронную почту, чем чиновники федерального уровня. Муниципальные чиновники воспринимают Интернет как неотъемлемую часть своей жизни и переписываются с избирателями по электронной почте. При этом 73% респондентов считают, что это позволяет им чувствовать пульс общественного мнения. 56% заявили, что переписка помогает установить более тесную связь с избирателями, а 32% признали, что иногда меняли свои решения, учитывая аргументы, изложенные гражданами и общественными объединениями в электронных письмах. 21% сообщили, что при чтении таких писем у них открылись глаза на единство и убежденность избирателей по некоторым вопросам. (Интересно, эти письма произвели бы такой же эффект, будь они присланы в конвертах с почтальоном?). 61% респондентов решили, что электронная почта дает возможность лучше организовать всенародные обсуждения, но 38% думают, что она не может служить главным инструментом при решении сложных проблем.
А она, собственно, и не должна служить таким инструментом. Просто общаемся – и все. Была обычная почта – общались редко и длинными письмами, стараясь соблюдать знаки препинания и правила орфографии. Пришла электронная почта – стали общаться часто и без формальностей. Мир, одним словом, :-))))). А мы, соответственно, ;-))))).
Ситуация может еще больше обостриться