История одного климакса

Типичная мелодрама про "встречи-расставания, свидания-страдания", стопроцентное дамское кино для сентиментальных зрительниц "за сорок" в худших традициях "кинематографа с претензией"

Рядом с раем (Au Plus Pres Du Paradis)
Франция – Канада – Испания, 2002
Режиссер: Тони Маршалл
В ролях: Катрин Денев, Уильям Харт, Бернар Ле Кок, Натали Ришар


Для того, чтобы посмотреть этот фильм, необходимы три уважительные причины.

Первая: если вы являетесь поклонником (а лучше – поклонницей) Уильяма Харта ("Джейн Эйр" Франко Дзеффирелли, "Искусственный Разум" Стивена Спилберга), артиста редкого обаяния, и давно смирились с тем, что ему часто достаются роли второго плана в картинах второго сорта.

Вторая: если вы все еще способны без отвращения смотреть на одну из четырех самых высокооплачиваемых актрис Франции, "принцессу шестидесятых", "само совершенство", "королеву", "императрицу" и т.д. и т.п. – Катрин Денев, которая вот уже много лет подряд из фильма в фильм изображает исключительно самое себя.

Третья: если вы достаточно мужественный человек и в состоянии выдержать 100 минут вялого, по-осеннему промозглого и предсказуемого драматического действа, главным достоинством которого можно назвать стильную безликость.

Последнее поясню.

Сюжет картины Тони Маршалл представляет собой очень частный, очень запущенный и оттого до смерти тоскливый случай помутнения несвежего женского рассудка на почве поиска утерянной любви. Выражаясь более точно – историю одного климакса со всеми вытекающими...

Героиня Катрин Денев – уже заметно постаревшая, но все еще чертовски привлекательная и желанная тетка. У нее нефасонное имя Фанетт, а также куча комплексов и вредных привычек – алкоголь, сигареты, мужчины... Она пишет книгу о художнике-абстракционисте и обожает фильм "Незабываемый роман", слезливый голливудский техниколор 1957 года с Керри Грантом и Деборой Керр, во время просмотра которого ей вспоминается собственный тридцатилетней давности роман с неким таинственным Филиппом.

К счастью для зрителей, Филипп долго себя ждать не заставляет и нежданно-негаданно присылает Фанетт письмо, в котором назначает ей свидание на крыше Эмпайр Стейт Билдинг – и очень кстати, потому как она как раз собралась в Нью-Йорк фотографировать полотна своего протеже, хранящиеся в частных коллекциях американских любителей авангардных искусств. Итак, действие переносится в США, где героиня Денев все так же чертовски привлекательна, а тонуса по-прежнему добавляют сигареты и спиртное...

В Нью-Йорке нервозность Фанетт увеличивается по мере приближения заветной встречи и обостряется с каждой новой попыткой ее напарника – фотографа Мэтта (Уильям Харт) пофлиртовать со свойственным всем американским мужчинам сексуально-чувственным свободомыслием.

Стоит ли говорить, что обворожительный балагур и бунтарь Мэтт и окажется тем самым "главным мужчиной жизни" героини Денев, а бестелесный флегматик Филипп, так и не появившись на экране, превратится в аллегорию на бесплодные мечты – сладкие сновидения? И что у самого экватора картины, когда до крыши Эмпайр Стейт останется рукой подать, Фанетт прозреет и бросится навстречу своему "настоящему счастью"? И что особенно романтически настроенному зрителю в этот красочный момент будет впору усомниться: существует ли на земле тот самый, вынесенный в заголовок "рай", или есть лишь бесчисленные круги ада, некоторые чуть более гуманные, испытывающие на прочность не тела, но души человеческие?!

Увы, но при всех режиссерских изысках, при всем очевидном желании автора снять по-своему, чтоб не как у всех, Тони Маршалл сделала, по сути, типичную мелодраму про "встречи-расставания, свидания-страдания", стопроцентное дамское кино для сентиментальных зрительниц "за сорок" в худших традициях "кинематографа с претензией".

"Претензия" главным образом просматривается в стиле и методе съемки, использованных Маршалл. Во-первых, это невероятно модная нынче подвижная ручная камера, имитирующая на современном экране "стрекотливую" магию, механически-балаганный шарм старого кинематографа (реверанс в сторону Лио Мак-Кери), а во-вторых – светофильтры, в особенно пафосные моменты картины окутывающие героиню Денев толстым слоем тумана, в котором она плавает, будто бы в растворе собственных воспоминаний...

Собственно, здесь-то и кроется главное противоречие картины: с одной стороны, Маршалл снимает великолепные эпизоды в стилистике noir, а с другой, уже за рамками оптических иллюзий, – предлагает зрителю пресную и скучную киноэпопею, жанр которой следовало бы определить как "геронтологическая притча", а потенциальную аудиторию – коллектив женского дома престарелых имени Анны Карениной...

Любопытно, что фильм Маршалл был включен в официальную программу последнего венецианского Международного кинофестиваля Mostra 59, но награды ни в одной из номинаций не получил. Интриги, надо полагать...


С 24 октября смотрите "Рядом с раем" в кинотеатре 35ММ.

Выбор читателей