Маньяк и его русалки

Режиссер запутал всех со своими двойниками и сам, похоже, вконец запутался. Хотя на самом деле не важно, кто из целлулоидных близнецов есть кто. Потому что все равно всем им каюк

Тайна реки Сучжоу
Китай – Германия, 2000
Режиссер: Лоу Е
В ролях: Чжоу Сюнь, Цзя Хуншэн, Хуа Чжункай


В принципе, критики уважают режиссера Лоу Е за его непростое, мистическое, наркотическое кино, в котором реальность сильно смахивает на галлюцинации и ничто не сказано просто так. Правда, определенная часть продвинутой кинематографической общественности кривится – дескать, новоявленный китайский постмодернист испытывает патологическую страсть к чрезмерным сюжетным наворотам и порой впадает в "изысканную пошлость". Насчет "изысканной пошлости" не знаю, но вот что касается коллизии, то она, безусловно, оказалась не самой сильной стороной новой картины Е...

Мэймэй – девушка темного происхождения и неопределенных занятий. Плавает в аквариуме какого-то сомнительного шанхайского ночного клуба в костюме русалки и говорит загадками. Ее дружок видеооператор – alter ego рассказчика – тратит на нее километры пленки и сходит с ума от ревности, когда девушка вдруг, ни слова не сказавши, исчезает на несколько дней в неизвестном направлении. И вот однажды, во время очередной отлучки Мэймэй, чтобы скоротать время, он начинает снимать людей с улицы...

Так жертвой видеоманьяка оказались угрюмый курьер по имени Мардар – потенциальный зэк, подрабатывающий извозом у водочного контрабандиста, и дочь контрабандиста Моудань (юная и прелестная, вылитая Мэймэй), влюбленная в Мардара потому, что он водит мотоцикл как Шварценеггер, угощает в баре коктейлями и дарит кукол-русалок.

Однако пока наивная Моудань пребывает в лирическом настроении, дружки предлагают Мардару халтурку – похитить дочку подпольного алкогольного магната и слупить за нее сорок штук зеленых. Ну, он и поддается: усыпляет бдительность Моудань папенькиной "Зубровкой" и отвозит на заброшенную стройку. Там девушка трезвеет и разочаровывается в людях. Да так сильно, что решает утопиться в речке. И топится... Правда, напоследок предупреждает, что вернется к своему обидчику русалкой и не даст покоя ни днем, ни ночью. Так оно потом и выходит: отсидевши срок за киднеппинг, Мардар отправляется на поиски своей утопленницы. И находит кого? Правильно, Мэймэй. Но она так ни в чем и не признается, хотя временами задумчиво и загадочно хлопает в объектив своими длинными-предлинными ресницами. А потом Мардар находит еще одну девушку, которая продает в супермаркете "Зубровку" и удивительно походит одновременно и на Моудань, и на Мэймэй...

Короче говоря, запутал всех Лоу Е со своими двойниками и сам, похоже, вконец запутался. Хотя на самом деле не важно, кто из этих целлулоидных близнецов есть Мэймэй, а кто Моудань. Потому что все равно им каюк. Обеим. И Мардару тоже. В общем, всем – кроме оператора, конечно...

Подозреваю, однако, что и он нехорошо закончит, если будет и дальше перед работой завтракать "Зубровкой": эффект от просмотра первых десяти минут "Тайны..." равносилен эффекту от морской качки – красивое мутное варево любительской съемки, сопровождающееся томным закадровым комментарием и заунывным саундтреком. (За этот кинематографический шик, по-хорошему, картину стоило бы снабдить сертификатом "Догмы" и предостеречь от похода в кинотеатр пожилых, беременных и нетрезвых граждан.) Однако, насладившись столь грандиозным началом картины и попривыкнув к экранной болтанке, удивляешься неоригинальности смыслов, заложенных во всем этом "нуаровском" великолепии. Сверхидея, в сущности, сводится у Лоу Е к тому, что все на свете – лишь цепь случайностей и совпадений, из которой люди, со свойственной им тягой ко всему мистическому, складывают невероятные фантастические истории, верят в них и ими живут. Хорошо это или плохо, по всей видимости, должен домыслить зритель, самостоятельно соткав из тумана и многозначительных недомолвок полное смыслов философское полотно.

"Тайна..." – это сюрреалистическая притча, печальная драма, атмосфера которой усугубляется мрачными индустриальными пейзажами одноэтажного Шанхая, снятыми нарочито непрофессионально, в черно-серо-синих тонах (на черно-белое кино Лоу Е, видно, не решился по коммерческим соображениям). Тоска облезлых рыбацких кварталов и кромешный абсурд гарантируют зрителю по окончании сеанса приступ ипохондрии. А приступ deja-vu гарантирует восточная красавица Чжоу Сюнь с набеленным лицом и желтым париком – прообраз студентки-проститутки из ки-дуковского "Плохого парня". Ведь если учесть, что "Тайну..." Лоу Е снял еще в 2000 году и, ко всему прочему, получил за нее три престижные премии (Гран-при и приз за лучшую женскую роль на МКФ в Париже (2000 г.), приз "Тигр" на МКФ в Роттердаме (2000 г.) и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Вене (2000 г.)), то можно и догадаться, откуда кто родом...

Да и вообще, хотя режиссура Ки-Дука удивительным образом и напоминает режиссуру Е, я, как Чингиз Айтматов, не думаю все-таки, что таких фильмов можно ставить в один ряд. А что касается париков и белил... так сейчас только ленивый шедевры мирового кино не цитирует.

Смотрите фильм "Тайна реки Сучжоу" с 7 ноября только в кинотеатре "35 ММ".

Выбор читателей