Чудо в перьях

Шестая по счету экранизация "английского воспитательного романа", которым сто лет назад с упоением зачитывались пятнадцатилетние британские мальчишки, получилась длинной и на редкость унылой

Четыре пера (Four feathers)
США, 2002
Режиссер: Шекхар Капур
В ролях: Хит Леджер, Уэс Бентли, Кейт Хадсон


С новыми идеями в кино давно напряженка. К счастью, богатая история кинематографа – неисчерпаемый источник сюжетов, благодаря которому сегодня куда ни глянь – кругом сплошные римейки если не классических, то малоизвестных произведений.

Вот, пожалуйста: "Супермен" в колониальном стиле, пышная, размашистая, уже шестая (!) по счету экранизация "английского воспитательного романа" Альфреда Эдварда Вудли Мэйсона "Четыре пера", которым сто лет назад с упоением зачитывались пятнадцатилетние британские мальчишки.

Ситуация в "Четырех перьях" следующая: гвардеец, сын генерала, Гарри Фавершем (Хит Леджер) не хочет быть военным. Но его Королевский Колумбийский полк уже в Африке, сражается против повстанцев-арабов. И вот когда Гарри подает прошение об отставке, друзья присылают ему три белых гусиных пера – в знак его трусости. Уверенный, что с ними солидарна и его любимая девушка Этна (Кейт Хадсон), Гарри добавляет к трем перьям четвертое и, переодевшись в лохмотья, тайно отправляется на войну, чтобы доказать себе и друзьям, что он никакой не трус.

Раскаленные марокканские пески способствуют размышлениям о смысле жизни, кодексе чести и африканской загадочной душе: в те редкие минуты, когда Леджеру не досаждают ни эфиопы, ни жажда, он или задумчиво курит, вспоминая любимую Этну, или печально смотрит на бескрайние равнодушные пески, иссушающие сердца и души, где неизвестно зачем гибнут униженные повстанцы и его верные товарищи...

И вот однажды, бросив вызов своему страху, Леджер проникает в суданскую армию и присоединяется к вражескому отряду... По идеологическим соображениям.

Конечно, Хит Леджер все равно победил, и девушка Кейт, конечно, все равно его любит, и за кадром звучит тревожно-торжественная музыка, а в кульминационном эпизоде небритый, нечесаный, обожженный солнцем Хит обнимается, пожимает руки и проникновенно смотрит в глаза вновь обретенным на поле битвы друзьям. Хэппи, так сказать, энд.

Все бы ничего, но к финалу индийского режиссера Шекхара Капура неожиданно обуяла зверская серьезность, зашелся он со своей обрыдлой моралью в каком-то уж прямо "неголливудском" военно-патриотическом пафосе... и – эх, какую песню испортил! Ностальгия по светлому рабскому детству, что ли, замучила?

Особенно удручает, что фильм сделан с чувством, с толком – и без тени иронии. Этот рыхлый, скучный и местами идиотский приключенческий эпос, с предсказуемым от первой до последней сцены сюжетом, смотреть серьезно не только невозможно, но и абсолютно вредно. А если кто и рискнет, то будет изнывать от бессильных попыток вникнуть в суть мытарств угрюмого мазохиста Леджера, этого чуда в перьях со спадающей белобрысой челкой и подбитым затылком, который до финальных титров будет сохранять на лице томное и абсолютно непрошибаемое дегенеративное выражение.

В какой-то момент подавленность перейдет в возмущение, но маразм, как ему и положено, продолжит крепчать, и когда в конце концов, аки пустынные галлюцинации, взору утомленного зрителя явятся слепые всадники на конях-поводырях, туман сгустится окончательно...

Фильм двухчасовой, но кажется, что идет он неизмеримо дольше. Смотреть его можно разве что хмурым Yтром, когда силы воли не хватает в том числе и на то, чтобы щелкнуть пультом.

Кино о настоящих мужчинах, точнее о доблести, о подвигах, о славе одного в пустыне воина Хита Леджера, согласно железобетонной схеме американской "исторической военной драмы", на три четверти состоит из масштабного исторического события и на одну четверть из мелодраматической коллизии. Цепь вспомогательных событий, связывающая между собой эти две линии, также незыблема и узнаваема: опальный гвардеец колумбийского полка сменит свой красный китель и пробковый шлем на повстанческую дерюгу, познает жар выпотрошенных за идею вражеских кишок и в ритуальной батальной сцене станет лучшим из лучших, конечно, лишь благодаря встрече с собственным ангелом-хранителем – философски настроенным чернокожим наемником, который подберет парня в пустыне и популярно объяснит ему несколько простых жизненных истин... Каких – и не спрашивайте.

Справедливости ради надо сказать, что эта несусветная дичь с бюджетом в $35 млн. за один только октябрьский уик-энд огребла в американском прокате аж $15,5 млн.

Смотрите фильм "Четыре пера" в кинотеатрах: "Горизонт", "Прага", "Стрела", "МДМ-кино", "Пять звезд", "КароФильм", "Мечта", "Орбита", "Экран", "Ролан", "Солнцево" и "Формула кино".

Читайте также

Выбор читателей