Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
За минувшие несколько лет Запад сумел убедиться, что наша страна умеет держать слово. Об этом же говорил и А.Починок: "Мы рады, что в минувшем году нам удалось выполнить почти все, что мы обещали инвесторам. Пять гигантских совместных проектов в топливно-энергетической сфере, о которых говорили все последние 10-15 лет, - уже одно это дает мощный рост инвестиций. Россия становится понятной инвесторам, предсказуемой страной. Американцы высоко оценивают нашу реформу налогового законодательства, то, что Россия уже третий год подряд имеет бюджетный профицит". С учетом реализации ближайших планов правительства, направленных на либерализацию валютного регулирования, инвестиционный рейтинг нашей страны будет еще более высоким. Последнее существенно расширит круг инвесторов, которые не только слышат о благоприятном инвестиционном климате, но и видят реальные результаты нынешней экономической политики, выразившиеся в экономическом росте и улучшении макроэкономических показателей, а также принятии четких экономических законов, в исполнении которых благодаря укреплению исполнительской дисциплине сомнений уже практически не возникает. Иными словами, иностранные инвесторы стали чувствовать себя более комфортно. Кроме того, по словам Починка, Россия четко исполняет все взятые на себя долговые обязательства, а "доля внешнего долга страны по отношению к валовому продукту уменьшается и скоро станет менее 40%".
Обратить более пристальное внимание к России капитанов бизнеса заставляют и последние негативные события в мировой экономике, среди которых и фактический крах аргентинского экономического "чуда", и невиданные доселе корпоративные скандалы в США, которые еще долгое время будут оказывать свое отрицательное влияние на экономику крупнейшей мировой державы, и как следствие – на экономику других стран мира.
В этой связи стали знаковыми слова президента американской нефтяной компании "Тетон петролеум" Ховарда Купера, заявившего, что "после падения фондового рынка в США и катастроф энергетических компаний, повлекших триллионные потери, риски в России представляются намного менее значимыми".
В общем, в этих условиях бостонский форум кто-то заранее окрестил в хорошем смысле "скучным", ибо серьезные вопросы принято обсуждать в спокойной обстановке… Но сглазили: деловой скуки не получилось. Разразился скандал. Еще можно было бы понять, если бы его инициатива исходила от американской стороны. Нет, кашу заварила российская делегация... Но все по порядку.
Советник президента Путина Андрей Илларионов, выступая перед аудиторией, сказал: "У меня есть поручение передать участникам 6-го Российского инвестиционного симпозиума личное приветствие, пожелание успехов в работе форума и личных делах и предпринимательской деятельности от президента РФ Владимира Путина". Несмотря на протокольный характер сообщения, представители американской стороны, понимающие тонкости политики, решили, что Илларионов и представляет интересы главы российского государства и, следовательно, озвучивает в своих речах официальную позицию Кремля. Тут и произошло то, что в беспристрастных сообщениях информационных агентств прозвучало как "расхождения во мнениях среди членов российской делегации", а в газетных публикациях именовалось не иначе как "шоу" и "скандал".
Илларионов предложил собравшимся свой анализ инвестиционной политики России, из которого следовало, что, например, $100 тыс., вложенные в феврале 2001 г. в "ЮКОС", обернулись $1,1 млн, вложенные в "Сибнефть" - $450 тыс., а в РАО "ЕЭС" - всего $52 тысячами.
Здесь необходимо упомянуть, что присутствующие обратили внимание на то, что советник достаточно тенденциозно оперирует цифрами: сидевший рядом Андрей Ослунд, известный экономист и советник гайдаровского правительства, вскакивал с места и несколько раз пытался "захлопать" оратора. "Это какой-то приступ психоза, - восклицал Ослунд. - Это переход на личности, персональные счеты еще с середины 1990-х гг. Почему он не говорит о других монополиях?"
С момента прихода в компанию Чубайса в апреле 1998 г. капитализация РАО, по словам Илларионова, снизилась с $13,6 млрд до $4,6 миллиарда. Цель же команды Чубайса – "супермонополия на электроэнергию и на политический контроль! Но они забыли, что они не шайка бандитов, а лишь менеджеры, которых можно нанимать и увольнять", – продолжал Илларионов.
На таком сравнении президентский советник не угомонился. Возражения зампреда РАО "ЕЭС" Сергея Дубинина, попытавшегося с цифрами в руках опровергнуть сообщения Илларионова о развале одной из крупнейших российских монополий, последний парировал следующим образом: "Г-н Дубинин - профессиональный лжец, и он снова подтвердил свою репутацию. Эти люди лгут властям, лгут инвесторам. Нельзя построить эффективную компанию и новую страну на лжи". Зал был в шоке. Ведь человек, охарактеризованный советником президента как профессиональный лжец, долгое время возглавлял не что-нибудь, а Центральный банк Российской Федерации. Поэтому слова Илларионова вызвали у американцев как минимум смущение, и заставили густо покраснеть членов российской делегации.
Свою оценку заявлениям Илларионова Сергей Дубинин сделал в интервью "Ведомостям". По словам последнего, советник президента "постоянно манипулирует цифрами. С 1998 и по 2001 гг. производительность труда выросла, занятость в РАО сократилась, компания вышла из убытков и показала прибыль 41 млрд рублей. Как можно говорить то, что он говорил, я не понимаю"…
К более содержательным, чем личные оскорбления в адрес высшего менеджмента РАО "ЕЭС", претензиям относятся соображения советника насчет концепции Гарантийного фонда инвестиций. В этом Фонде должны быть собраны средства (в том числе – бюджетные) для компенсации инвестору разницу между рыночной ценой электроэнергии и расчетной ценой, обеспечивающей окупаемость проектов. По мнению Илларионова, предложенная схема гораздо хуже тех, что практиковались в приснопамятные времена Госплана, поскольку Фонд - это перераспределительная система в чистом виде.
Что же касается Фонда, то, по словам Дубинина, "это не гарантия федерального бюджета, никаких непосредственно правительственных гарантий не планируется, также как не предусмотрена и продажа кому-то существующих мощностей или акций. Привлеченные под гарантии Фонда инвестиции будут направляться на достройку недостроенных объектов либо на абсолютно новые проекты. Главное - чтобы было обязательство, что в момент, когда производственные мощности будут введены и будет ясна разница, необходимая для компенсации инвестору, вот тогда, собственно, и нужно собирать деньги".
Как видно из этих слов, провести дискуссию на экономические темы можно было бы совершенно спокойно. Кстати, совсем не обязательно было бы озвучивать в Бостоне личные претензии к РАО "ЕЭС", находясь на форуме отнюдь не в качестве частного лица.
Если даже отвлечься от эмоциональной составляющей заявлений Илларионова, то, по словам Дубинина, он пытался доказать чуть ли не всему миру, что "условия, которые предлагает РАО "ЕЭС" вместе с государственными органами, в частности с Минэкономразвития, - это введение в заблуждение инвестиционного сообщества, что ничего доброго не принесет и надо воздерживаться, соответственно, от вложений в Россию в целом и в электроэнергетику в частности". Американские инвесторы тут же сообразили, что речь фактически идет о том, что с того момента, как Путин занял высший государственный пост, в нашей стране не произошло каких-либо положительных изменений в инвестиционном климате России.
Разразившийся скандал на форуме пытались сгладить его организаторы, высказавшиеся в том духе, что дискуссия – вещь, безусловно, полезная, но при этом должны быть соблюдены определенные рамки и т.п. В кулуарах высказывания были гораздо откровеннее: "Этим людям (Дубинину и Илларионову – ред.) больше не усидеть вместе. Один или другой должен уйти". "Если бы они ругались, запершись в комнате, пожалуйста, но зачем так дискредитировать предмет спора?" "Если русские сами не понимают, чего хотят, и между собой ведут такую жаркую полемику, то вряд ли с ними целесообразно работать".
Последнее высказывание как нельзя более точно отразило результат бостонской поездки Илларионова. Потенциальным инвесторам было ясно продемонстрировано, что в высшем руководстве России нет общего понимания относительно необходимости иностранных инвестиций и механизма реализации этого процесса.
Как выразился один из участников форума, после всего случившегося ему захотелось как можно быстрее убежать. Почти как по Грибоедову: "Карету мне, карету!". Трудно сказать, удалось ли Илларионову поднасолить своему личному врагу Анатолию Чубайсу, однако с полной уверенностью можно утверждать, что роль пугала для иностанных инвесторов он сыграл крайне убедительно.
Женщины опасаются действия властей