Николая II не хотят реабилитировать

В минувшие выходные официальный представитель великокняжеского дома Романовых сообщил о завершении процесса по оформлению реабилитационных документов, связанных с гибелью последнего российского и членов его семьи

В минувшие выходные официальный представитель великокняжеского дома Романовых Александр Закатов сообщил о завершении процесса по оформлению реабилитационных документов, связанных с гибелью последнего российского императора Николая II и членов его семьи. Необходимые документы поданы в Комиссию по реабилитации жертв репрессий, начавшую свою работу еще в конце 80-х. На подготовку всех справок ушло почти десять лет: именно столько потребовалось для получения сертификатов, удостоверяющих гибель последнего русского царя, его жены и детей. Правительство России, заявил представитель Великой княгини Марии Владимировны, нынешней главы дома Романовых, "обязано исправить беззакония, допущенные в отношении граждан, вне зависимости от того, являлись ли они членами императорского дома или были простыми людьми". В противном случае, говорит г-н Закатов, государство "оправдает преступления, совершенные в 1918 году".

Документы, поданные на реабилитацию, относятся к самому Николаю II, его жене Александре Федоровне (урожденной принцессе Гессен-Кассельской Алисе), пяти их детям, а также к брату Николая Великому князю Михаилу Александровичу (формально – Михаилу II, последнему императору романовского дома), сестре императрицы Елизавете Федоровне и еще нескольким членам правящего дома, погибшим при разных обстоятельствах от рук большевиков. Императорская чета и их дети, как известно, были расстреляны в Екатеринбурге уральскими большевиками в ночь с 17 на 18 июля 1918 года. В 1991 году их останки были найдены и эксгумированы, а впоследствии, в 1998 году, после серии генетических экспертиз, перезахоронены в Санкт-Петербурге. В 2000 году Николай II был признан Русской Православной Церковью великомучеником, оставаясь, впрочем, так и не реабилитированным самим государством.

Представители сегодняшних Романовых говорят, что стремятся только к "очищению имени" бывшего царя и его семьи, не требуя финансовых компенсаций и не преследуя политических целей, вроде восстановления монархии. О последнем, впрочем, никто всерьез более не рассуждает: несколько дней назад в ходе своего общения с народом Владимир Путин весьма определенно высказался на этот счет. Еще ранее Государственная дума решительно отмела мысль установить на Лубянской площади памятник Николаю II – и тут можно быть уверенным, что дело не в конкуренции с памятником Дзержинскому.

Стоит отметить, что в 1999 году Генеральная прокуратура России уже амнистировала некоторых Романовых, признав обвинения в их адрес как "врагов народа" неправомочными. Задержка с реабилитацией других князей и княжон сопряжена с трудностями преимущественно юридического свойства. По российским законам реабилитации подлежат те лица, в отношении которых официальными органами, имевшими полномочия на вынесение приговоров (включая ВЧК, "тройки", "особые совещания" и пр.), незаконно были применены репрессии. В связи с этим Генпрокуратура России в прошлом отмечала, что в отношении Вел. кн. Михаила Александровича, погибшего в Перми, равным образом как и в отношении жены и детей Николая II (но не его самого) никакого решения никогда не выносилось. А это значит, что... ни о какой реабилитации речи быть не может. Разговор мог идти только о прекращении уголовного дела, в постановлении о котором будет указано, что они погибли невинно и никаких обвинений ни при жизни, ни после смерти им не предъявлено. Пока не ясно, что в этом плане изменилось на день сегодняшний. Еще летом этого года в обращении к Путину председатель Совета Межрегионального общественного благотворительного христианского фонда Великой княжны Анастасии Романовой Ю.Дергаусов говорил: "На наше обращение о восстановлении справедливости в правительство РФ, в Генеральную прокуратуру мы получили отказ от Генпрокуратуры РФ, мотивированный отсутствием документальных материалов, "прямо свидетельствующих о причастности к этой акции государственных органов власти". Господин М.М.Касьянов вообще не счел нужным дать ответ".

У идеи реабилитации царя есть свои противники; идея канонизации Николая II в свое время также столкнулась с весьма жестким неприятием. Противники фактического "оправдания" царя говорят, что он и его семья стали заложниками наследственного принципа монархии, при котором легитимным преемником царя может стать любой член семьи, независимо от возраста и пола. "Суровость расправы показывала всем, что мы будем вести борьбу беспощадно, не останавливаясь ни перед чем. Казнь царской семьи нужна была не просто для того, чтобы запугать, ужаснуть, лишить надежды врага, но и для того, чтобы встряхнуть собственные ряды, показать, что отступления нет, что впереди полная победа или гибель. В интеллигентных кругах партии, вероятно, были сомнения и покачивания головами. Но массы рабочих и солдат не сомневались ни минуты: никакого другого решения они не поняли бы и не приняли бы", – писал в 1935 году, уже в эмиграции, один из главных большевистских лидеров Лев Троцкий. Многие историки, не оправдывая трагическую гибель ни в чем не повинных детей императорской четы, возводят ответственность за катастрофу 17-го года именно на Николая, допустившего своей слабой, непоследовательной политикой крушение великого государства.

Выбор читателей