Алиса в стране ужасов

Автор предлагает зрителю захватывающий аттракцион с перестрелками, погонями и сценами изощренного садизма, перемежающимися неожиданными лирическими эпизодами

Красная сирена (La sirene rouge)
Франция, 2002
Режиссер: Оливье Мегатон
В ролях: Жан-Марк Барр, Азия Ардженто, Фрэнсис Барбер, Александра Неграо


Профессиональный убийца и маленькая девочка. Не то чтобы им было хорошо вместе, но вместе им было лучше... Формулой, принесшей успех "Леону", решил воспользоваться ученик Люка Бессона – Оливье Мегатон.

Двенадцатилетняя Алиса (Александра Неграо) приходит в полицейский участок. В руках у нее диск, на котором записано, как ее мать жестоко убивает няню Алисы. Следователь Анита Старо (Азия Ардженто) убеждается, что диск – не подделка. Однако мама девочки – Ева Кристенсон – из числа сильных мира сего, и так просто за решетку ее не упрячешь. Анита хочет помочь Алисе, но начальник отстраняет ее от ведения этого дела.

Алиса сбегает от матери и от полицейских. На помощь беглянке приходит бывший наемный убийца – Хьюго (Жан-Марк Барр). У него свои скелеты в шкафу: когда-то, будучи наемником, он пристрелил ребеночка в Сербии, вот и мучается угрызениями совести. Потому к Алисе начинает относиться чуть ли не как к родной дочери. Вместе они отправляются в Португалию на поиски Алисиного отца. За ними по пятам следуют наемники Евы, которая жаждет вернуть дочку домой. Приключения начинаются...

Оливье Мегатон изо всех сил пытается доказать, что его фильм – не просто банальный боевик. Частично ему это удалось. Несмотря на обилие сюжетных штампов, вроде раскаивающегося наемника, в отдельных эпизодах режиссеру удается взлететь до высот визуального киберпанка.

Особого внимания заслуживает саундтрек: тут и Rammstein, и Dead Can Dance, и Элисон Голдфрепп...

Главные роли играет парочка знаменитых звезд арт-хауса – Азия Ардженто и Жан-Марк Барр. Папа Азии – прославленный итальянский режиссер Дарио Ардженто всю жизнь снимал ужастики, что и отразилось на судьбе дочурки. Кинематографическая карьера девочки со странным именем началась в 9-летнем возрасте со съемок в фильмах ужасов родителя. Азии удивительно к лицу были роли дрянных девчонок и всяких инфернальных особ ("Пурпурная дива", "Три Икса", "Синдром Стендаля"). В "Красной сирене" она выступает в неожиданной роли доброй тети-следователя – прогресс!

Жан-Марк Барр тоже не лыком шит – на его счету роли в "Рассекая волны" и "Танцующая в темноте" фон Триера. Актер снимался у Бессона в "Голубой бездне" и за роль в этом фильме был номинирован на премию Французской киноакадемии "Сезар". Барр дружит с фон Триером и является крестным отцом его детей.

Девочку на роль Алисы нашли буквально в последний момент в Лиссабоне. Француженка по происхождению, она жила в Португалии и снималась в бразильских телесериалах.

Стоит сказать, что Люк Бессон был продюсером первого полнометражного фильма Мегатона – "Выход", но с тех пор ученик довольно далеко ушел от учителя. С "Леоном" "Красную сирену" уже ничего не связывает, кроме бессоновской парочки – маленькая девочка в компании профессионального киллера.

Как и большинство современных французских режиссеров, Мегатон интересуется проблемой визуализации куда больше, чем собственно сюжетом. Образ и знак – вот основные понятия, которыми он оперирует; Линчу и Финчеру его творчество обязано куда сильнее, чем тему же Бессону.

Автор "Красной сирены" предлагает зрителю захватывающий аттракцион с перестрелками, погонями и сценами изощренного садизма, перемежающимися неожиданными лирическими эпизодами. Герои бегут от своего прошлого навстречу неизведанному, не обращая внимания на свист пуль за спиной. Оппозиция добро – зло находит довольно странное выражение. В финале маленькая Алиса собственноручно пристрелит мамашку, и герои, безмятежно сидя в ресторанчике на берегу моря, будут планировать путешествие на яхте.

Это ли не хэппи-энд?


Фильм идет в кинотеатре "МДМ-кино" с 23 декабря.

Выбор читателей