Азиатские драконы жаждут русской нефти

Нежелание позволить Китаю "запустить трубу" в российские нефтяные кладовые заставило Страну восходящего солнца сделать России весьма заманчивое предложение

Доброго вам дня, господа, и удачной рабочей недели.

Несмотря на редкостные холода, сковавшие большую часть страны, можно сказать, что минувшая неделя прошла под знаком солнца – Восходящего. Как известно, в конце недели Россию с официальным визитом посетил премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми. Так уж исторически сложилось, что японские государственные лидеры не слишком баловали нас своими визитами, а если уж и появлялись на наших просторах, то не иначе как для того, чтобы между делом напомнить о "курильском вопросе". Традиционно они покидали Россию несолоно хлебавши, "окрыленные" заверениями в стиле гайдаевского персонажа (большого знатока дипломатии) о том, что такие вопросы "с кондачка не решаются"...

Можно было бы сказать, что нынешние переговоры не сильно выбились за рамки сложившихся традиций, если бы не одно "но". Накануне визита Коидзуми в Москву представители японского правительства направили своим российским коллегам письмо, содержащее крайне заманчивое предложение. Согласно ему, Япония намерена сотрудничать с Россией в нефтяной сфере, закупая до 1 млн. баррелей нефти в день. Более того, японская сторона заявила о намерении оказать России финансовую помощь (кредиты и инвестиции) в строительстве 3800-километрового нефтепровода из Сибири (Ангарск) на Дальний Восток (порт Находка). По разным оценкам, стоимость проекта может составить от $3,8 до 5,6 млрд., а его реализация может затянуться более чем на 5 лет.

До последнего времени торговые отношения между Россией и Страной восходящего солнца выглядели более чем скромно. В 2001 году японский импорт российской нефти составлял всего 2 млн. баррелей (около 0,1% от общего объема импорта "черного золота"). В первом полугодии 2002 года взаимный российско-японский торговый оборот составил $1 млрд. 863,4 млн.

Серьезнейшим препятствием развитию деловых отношений между двумя государствами было отсутствие между ними мирного договора, упирающееся во все тот же "курильский вопрос". Вряд ли накануне своего визита в Россию японский премьер действительно верил в возможность ощутимых подвижек в территориальном споре. В преддверии предстоящих парламентских и президентских выборов какие-либо движения по отчуждению в пользу Японии спорных островов выглядят абсолютно нереальными. Принадлежность островов еще не один год будет предметом вялого обсуждения, обреченного на отсутствие конкретных результатов.

Посему японское нефтяное предложение вряд ли следует рассматривать как плату за возвращение "северных территорий". Просто Страну восходящего солнца начинают интересовать вопросы более практические, нежели национальная гордость, посрамленная в далеком 45-м.

Как считает японская газета "Нихон кэйдзай", правительство страны намерено через участие в проекте получить концессии на разработку природных ресурсов в Сибири. Последние события показывают, что мировой рынок энергоносителей в ближайшее время ждут серьезные перемены и потрясения. Этим объясняются попытки США и некоторых других развитых стран в срочном порядке диверсифицировать источники нефтяных поставок. Похоже, Япония тоже не захотела "упускать момент", закрыв глаза на политические сложности.

Здесь следует упомянуть еще об одном обстоятельстве, заставившем японцев сделать шаг навстречу России. Теоретически, Япония могла еще какое-то время дразнить нас потенциальной возможностью нефтяного сотрудничества, намекая на возврат Курил. Однако у Страны восходящего солнца четко обозначился конкурент, также претендующий на природные ресурсы сибирского региона.

Российская сторона рассматривает еще один дальневосточный экспортный проект – это нефтепровод, который пойдет из того же Ангарска, только не к берегам Охотского моря, а напрямую в Китай. "Китайский маршрут" – любимое детище российской нефтяной компании "ЮКОС", приложившей немало сил для его практического воплощения. Если поддерживаемый Японией вариант Ангарск – Находка и по сей день живет лишь на словах и в проектах, то вариант Ангарск – Китай подкреплен технико-экономическими обоснованиями и рядом соглашений о долгосрочных поставках нефти. Предполагается, что не менее 50% загрузки нефтепровода будет обеспечиваться самим "ЮКОСом". Существует определенность и относительно финансирования проекта: наш участок магистрали строится за счет российских нефтяников, китайский – за счет Китая.

Возможно, именно нежелание позволить Китаю "запустить трубу" в российские нефтяные кладовые и заставило японскую сторону выступить со столь заманчивым предложением.

С российской стороны главным сторонником "японского маршрута" является государственная компания "Транснефть". В случае реализации японского предложения она получит доходный нефтепровод, строительство которого будет к тому же проинвестировано зарубежной стороной.

Что касается общегосударственных интересов, то строительство нефтяной магистрали до Находки видится более перспективным и интересным, нежели "труба" в Китай. Несмотря на большую протяженность и большие финансовые затраты "японский маршрут" позволяет России выйти со своей нефтью на рынок всего Азиатско-Тихоокеанского региона и (давняя мечта) тихоокеанское побережье США.

Одним словом, азиатские "драконы" наконец-то распробовали вкус российской нефти и готовы бороться за нее, невзирая на прежние политические обиды. Первый шаг в этой борьбе был сделан Китаем, но Япония заставила себя долго ждать. Учитывая большую расторопность, присущую японцам, когда дело касается бизнеса, они имеют достаточно оснований, чтобы перехватить инициативу. Однако поскольку в обоих случаях одним из участников проекта является Россия, судьба его может зависеть не только от экономической целесообразности и активности иностранных участников, но и от исхода схватки между российскими лоббистами конкурирующих вариантов. Ярким примером тому послужил недавний аукцион по продаже "Славнефти".

Говорить о победителях и побежденных рано. Битва "драконов" только началась...

С новой рабочей неделей, господа.

Выбор читателей