"Колумбия" так и не дождалась приватизации

NASA не прочь избавиться от устаревших, дорогих и опасных шаттлов путем передачи их в частные руки. Однако желающих приобрести космические челноки пока нет

Задолго до катастрофы "Колумбии" в США муссировалась идея относительно возможности передачи запусков шаттлов в частные руки. На первый взгляд, это кажется вполне разумным: NASA смогло бы сэкономить деньги налогоплательщиков, идущие на покрытие постоянно растущих затрат на содержание парка изрядно устаревших космических челноков.

В настоящее время шаттлы занимают отнюдь не самое главное место в бюджете NASA. Так, из $15 млрд бюджета прошлого года на челноки аэрокосмическим агентством было потрачено не более $3,2 миллиарда. Вместе с тем общие расходы на эксплуатацию шаттлов выглядят более чем внушительно. Каждый полет обходится примерно в $450-500 миллионов. Большая часть из этих затрат – техническая, навигационная и прочая поддержка. Недавние исследования показали, что одна только поддержка шаттлов в рабочем состоянии на Земле ежегодно обходится в $300 миллионов. Поэтому сумма в $1,1 млрд, которую агентство намеревалось потратить на проведение "апгрейдов" имеющихся шаттлов в 2003-2007 гг., вряд ли окажется достаточной.

NASA давно пыталось сбалансировать расходы на программу космических челноков. С 1996 г. основные функции по ведению проекта были переданы совместному предприятию Boeing и LockheedUnited Space Alliance. Стоит заметить, что в "земной" жизни эти две компании обычно конкурируют между собой за получение многомиллиардных правительственных заказов. Согласно первоначальному шестилетнему контракту в $7 млрд (плюс дополнительные два года за $2,5 млрд), СП работает над проектом без излишнего госнадзора. На сегодняшний день это привело к сокращению числа подрядчиков – с 29 до 1; число сотрудников NASA, участвующих в работе, уменьшилось до 2000 – по сравнению с 2700 в 1991 году.

Два года назад NASA просчитывало идею полной продажи флота шаттлов частному сектору по "остаточной стоимости" в $2,5 млрд за корабль. Однако исследования показали, что продать флот и сопутствующие активы удастся лишь по бросовым ценам (центы на потраченный доллар). Корабли – старые, поставки необходимых компонентов постепенно иссякают; многие поставщики решили переключиться на другие виды деятельности, некоторые – полностью закрылись.

Подобной затратной программе, окажись она в частных руках, крайне трудно найти дополнительные источники заработка. Сегодня быстрыми темпами развивается индустрия запусков коммерческих спутников: в 2001 г. их было запущено на $5 млрд, в 2002 г. – на $9,4 млрд. Однако этот сегмент уже занят более расторопными, а главное – более дешевыми космическими транспортировщиками, в том числе и Россией. Казалось бы, неплохой возможностью заработать мог стать космический туризм. Однако при достаточно высокой стоимости "услуги" за человеко-полет (в среднем $20 млн) этот рынок пока слишком мал.

Так что же делать NASA, если приватизации космических челноков не получится? Как сообщило агентство, дальнейшие его планы после прекращения полета шаттлов пока не ясны. К 2006 г. планируется потратить $4,8 млрд на создание нового поколения кораблей многоразового использования, которые будут обходиться дешевле, чем шаттлы. В то же время, NASA сообщило Конгрессу, что существующая космическая группировка может продолжить работу до 2020 г. – на 8 лет больше, чем первоначально планировалось.


С другими аналитическими материалами, посвященными вопросам мировой экономики, вы можете ознакомиться на сайте GlobalStock.ru.

Выбор читателей