Британия – Россия, результат 5:2

Сегодняшний обзор CD составлен из альбомов, вышедших в прошлом году, но пока еще не утративших актуальности. Британские группы радуют, российские – расстраивают

Threshold – "Critical Mass" (2002)

Как бы ни открещивались музыканты Threshold во всех интервью от ярлыка "британский ответ Dream Theater", приклеенного критикой к группе лет десять назад, как бы ни обижались на такие сравнения – последний релиз неоклассиков британского прогрессива лишь подтверждает правильность однажды подобранной ячейки: мощная, впечатляющая работа, при прослушивании которой действительно работают аналогии в первую очередь с такими шедеврами DT как "Images & Words" и "Awake". Музыкальную параллель между "Falling Away" англичан и "Another Day" "театралов" трудно игнорировать, однако композиции британского секстета контрастнее и выразительнее. От первых тактов энергичной "Phenomenon" и до финальной точки заглавного эпоса "Critical Mass" – час великолепнейшего хард-н-арта с заметным преобладанием европейских классических гармоний, а красивейшие баллады "Avalon" или "Round and Round" на время звучания просто вышибают вас из реальности... Последняя, кстати, может легко конкурировать с лучшими "медляками" германских метал-мелодистов Scorpions (отчего, безусловно, согреет и их поклонников тоже). Мимикрия – не самое плохое умение для группы, записавшей лучший британский прог-альбом 2002 года, не правда ли?
(*****)


ScoLoHoFo – "Oh!" (2002)

История "all-stars" квартета ScoLoHoFo берет отсчет с лета 1999 года, когда на Монреальском джазовом фестивале встретились гитарист John Scofield, саксофонист Joe Lovano, контрабасист Dave Holland и барабанщик Al Foster. То есть не то чтобы встретились – все они неплохо знали друг друга и раньше. Более того, у всех четверых имелся некоторый предварительный опыт совместного музицирования – так, Джо и Джон играли вместе еще в начале 70-х в Бостоне, а в начале 90-х Ловано входил в состав квартета Скофилда. Фостер также совершенно не ощущал себя новичком в этой компании: он был знаком с Ловано еще со времени их первой группы Village Vanguard, а вместе со Sco делил все "тяготы службы" под руководством "генерала" Майлса Дэвиса, причем барабанщика уже тогда приводили в восхищение виртуозные гитарные соло Скофилда; а с Холландом они вместе работали в турне Джо Хендерсона в 90-х. Отыграв финальный фестивальный джем, квартет настолько проникся энергетикой процесса, что решил продолжать его и дальше – так полуспонтанно сложился их мини-тур 1999 г. Спустя три года музыканты собрались вновь, чтобы повторить успех; они поколесили по Европе, сделав "небольшой" крюк для заезда в Гонконг... Сейчас никто из них уже не помнит, кто первый подметил, что неплохо бы сохранить всю эту благодать для истории – таким образом, "пластмассовым" финалом турне 2002 года стал диск, записанный всего за два студийных дня и сведенный, насколько это было возможно, без какого-либо редактирования: все четверо желали более всего сберечь в записи особую ауру живых импровизаций... Им это удалось.
(***)


I Muvrini – "Umani" (2002)

Знаете ли вы, как будет Deep Forest по-итальянски? – I Muvrini. Не буквально, разумеется: последние несколько лет проект, возглавляемый двумя талантливыми электронщиками с Корсики, братьями Аленом и Жаном-Франсуа Бернардини, успешно движется в мэйнстриме направления, ныне повсеместно именуемого как world music (попсовая ветвь которого до эталона была отшлифована Enigma и Deep Forest). Причем погоня за лидерами складывалась для франко-итальянцев настолько удачно, что в середине 90-х продюсировал их "сам" Мишель Санчес. Впрочем, последняя работа братьев – отнюдь не простое ему подражательство. В композициях I Muvrini отчетливо прослеживаются средиземноморские корни: итальянские "канцоне" ("Di Quale si L’Amore", "Diteli"), жаркое испанское фламенко ("Vogliu"), светлый французский романтизм ("Erein Eta Joan/Je Seme Et Je M’en Vais"). Добавьте сюда весь многозарядный арсенал электроники, шотландские волынки, африканскую перкуссию и "восточные" песнопения ("A Jalalabad") – получается квазифольклорная куча мала... Плавная и очень лиричная программа создает удивительное ощущение мягкого покоя и бодрости одновременно. Да и отказ от традиционного английского в пользу родных наречий уроженцев Корсики воспринимается органично и потому становится только еще одним плюсом.
(****)


"Револьвер" – "Жизнь удалась"(2002)

Несмотря на милитаристское название, тексты вокально-инструментального ансамбля из Петрозаводска не имеют ничего общего с военной тематикой. Напротив, лирический герой коллектива, как следует из большинства песен, – подросток-маргинал лет четырнадцати, всеми силами стремящийся завоевать расположение девочки из соседнего подъезда: "Я – твой маленький Элвис, love me tender...". Выклянчил у родителей гитару, выучился на ней аккорды зажимать и даже песни сам складывать начал! А вот с последним как раз – полная беда. Язык изложения прост до рвотных позывов, зато доступен и понятен рядовому тинэйджеру: "солнце встало – фигу показало", "мне стало всё до фонаря", "жизнь удалась – зашибись!", "это мой город – только район не мой" (со всей многовариантностью событий), а ситуация "залетела! – только мама не знает" – типовой ужастик для сегодняшних старшеклассниц... Иначе говоря, все это весьма напоминает школьный ВИА в худшем его проявлении. И хотя в музыкальном плане "револьверы" время от времени эксплуатируют эстетику очень ранних "Кино" или "Секрета", характерной чертой "питерской школы" (а группа тяготеет, несомненно, к этой ветви русского рока) всегда было бережное обращение с текстами (не исключая, между прочим, и эпатажный "Ленинград"). Относительно удачна у ребят только лирика: "Новогодняя", "Титаник" и "Троллейбус №5" (представленная бонусом-видеоклипом, кстати, призером финского TV). Но без грамотного текстовика вторым "Кино" петрозаводцы вряд ли когда-нибудь станут. "Почему? – Да потому, что не умеют!"
(**)

Выбор читателей