Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Впрочем, ни о какой новой заварушке на Ближнем Востоке, во всяком случае сейчас, речи не идет. Суждение о том, что американские войска походя решат еще пару "мелких" проблем региона, вроде сирийской или палестинской, лишены оснований. У Вашингтона сейчас для этого нет ни дипломатического, ни финансового, ни идеологического ресурса. Последнее, впрочем, как показывает случай с Ираком, опционально, а потому необязательно.
Давление Белого дома на Сирию – не более чем попытка развить на дипломатическом поле свой военный успех. Скорая победа в Ираке уже привела к тому, что в совершенно другом месте – на Корейском полуострове – Северная Корея неожиданно легко согласилась на переговоры с Вашингтоном в любом формате, от чего Пхеньян прежде категорически отказывался. В этом плане и Сирия повела себя вполне предсказуемо. Она уже дала понять, что "хочет мира" и "не давала убежища Саддаму Хусейну".
О том, что Вашингтон блефует, свидетельствует хотя бы позиция по сирийскому вопросу Великобритании и Испании – стран, оказавших США самую активную поддержку в войне с Ираком. Глава британского МИДа Джек Стро хотя и не исключил, что в Сирии могут скрываться некоторые члены бывшего правительства Ирака, тем не менее заявил, что Дамаск не станет следующей целью антитеррористической кампании Вашингтона и Лондона. Он признал, что США и Великобритания хотели бы задать Сирии ряд важных вопросов, но заявил, что надеется на сотрудничество. Примерно то же говорят и в Мадриде.
В 1992 году Сирия подписала с МАГАТЭ соглашение, предусматривающее проведение на ее территории инспекций. Даже США сегодня не сомневаются, что Дамаск не обладает ядерным оружием: для этого у него нет ни достаточных финансовых средств, ни необходимой промышленной базы. Кроме того, в случае применения ядерного оружия у Сирии и у ее потенциального противника Израиля оказалась бы общая зона поражения. Однако Госдеп США то и дело "выражает озабоченность" сотрудничеством России и Сирии в сфере ядерных исследований и ракетных технологий. По мнению Соединенных Штатов, это сотрудничество может через некоторое время привести к созданию сирийского ядерного оружия. Американские эксперты полагают, что Сирия может получить т.н. технологии "двойного назначения", что подразумевает как мирное, так и военное их использование. А построенный российскими специалистами исследовательский ядерный реактор Дайр Аль Жаяр мощностью 25 МВт технически способен производить плутоний.
Что у Дамаска действительно есть, так это химическое оружие. Его производство началось еще в 70-х гг., и тогда же в стране была создана система закупок соответствующего оборудования и технологий в развитых странах. В настоящее время в Сирии развернуто производство иприта и фосфорорганических отравляющих веществ нервно-паралитического действия. Сирийские власти любят повторять, что не рассматривают имеющиеся на вооружении боевые отравляющие вещества в качестве ОМУ. Согласно военной доктрине Сирии, они – всего лишь компонента военного паритета с Израилем, который, в отличие от Сирии, действительно обладает ядерным оружием.
На этом фоне обвинения в укрывательстве бывших багдадских функционеров выглядят гораздо менее серьезно. Долгое время отношения между Сирией и Ираком никак нельзя было назвать дружескими. Их резкое ухудшение пришлось 70-е гг. из-за соперничества Хафеза Асада, тогдашнего сирийского лидера, с Саддамом Хусейном: оба диктатора претендовали на лидерство в арабском мире и возглавляли две враждебные фракции партии Арабского социалистического возрождения (БААС). Саддам поставлял оружие ливанским христианам в пику Асаду, поддерживавшему мусульман; в свою очередь, Асад поддержал Иран в ирано-иракском конфликте и даже действия США в 1991 г. Однако в мае прошлого года дипотношения между двумя государствами были восстановлены и Багдад даже посетил глава сирийского правительства. Новый лидер Сирии, сын покойного Хафеза Асада Башар Асад, был известен личной дружбой с Кусеем Хусейном, одним из сыновей Саддама. Именно это обстоятельство заставляет сейчас многих думать, что Дамаск каким-то образом принял участие в сокрытии членов семьи иракского экс-диктатора.
Впрочем, всё это домыслы. "Заход" на Сирию со стороны США, вероятно, является частью общей стратегии Вашингтона на обновление Ближнего Востока. И не в том смысле, что обновление это обязательно пойдет иракским путем, т.е. путем военных конфликтов. Напротив. Как утверждают эксперты, США готовятся подойти к самому главному пункту своей программы: урегулированию палестино-израильского конфликта. Все понимают, что воля Вашингтона, будь она проявлена в полной мере, станет категоричной не только для властей Палестинской автономии, но и для Тель-Авива. Только таким образом США смогут подправить свое реноме в арабском регионе. В этой связи давление на Сирию – это часть гарантий, загодя предоставляемых Израилю. Большая игра начинается только сейчас.
Ситуация резко изменилась