Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
В Душанбе никто не отрицал, что главенствующая роль в новом альянсе будет принадлежать именно России. Против этого, похоже, никто не возражает. В самом деле: в век кочующего по просторам Востока, Передней и Юго-Восточной Азии вируса терроризма и экстремизма не только Россия, но и Киргизия, Таджикистан и Казахстан кровно заинтересованы в совместных усилиях по предотвращению или упреждению этой напасти. Военный потенциал Москвы – даже в условиях пробуксовывающей военной реформы и недостаточного финансирования – все еще способен гарантировать нынешний status quo. А при осмысленной военно-политической стратегии – сделать его неоспоримым. Для правительств среднеазиатских стран этот союз выгоден во всех отношениях: их долевое финансирование альянса не сильно обременительно, а военный союз с Россией придаст местной власти должную стабильность. Кроме того, тесный военный союз, предусматривающий создание общих структур на территории государств-участников (в их числе – смешанные силы быстрого реагирования и базы), а также подготовку в российских вузах кадров для национальных армий, можно использовать и в чисто пропагандистских целях: ни для кого не секрет, что времена, когда нынешние страны СНГ были единым могучим государством СССР, на окраинах бывшей империи с теплотой сегодня вспоминают очень и очень многие.
Что касается России, ее выгоды практически те же. Экспорт оружия и наркотиков, контрабанда экстремистской литературы и самих экстремистов через почти прозрачную таджико-афганскую границу – проблемы, не требующие пояснений. 201-я мотострелковая дивизия, давно прописавшаяся в Таджикистане, была ввиду своей малочисленности явно не в состоянии что-либо противопоставить этой волне. Новые российские базы, дополнительный воинский контингент, "свобода рук" в определении стратегии и тактики противодействия террору – вот те эффективные инструменты, которые, благодаря подписанным вчера документам, Россия получит уже к началу следующего года. География нового альянса сопоставима с территорией бывшего Союза. Это, в свою очередь, не может не понравиться тем, кто уже в России с ностальгией вспоминает былые времена. ОДКБ – не Варшавский договор, и уж конечно не НАТО. Однако вода камень точит, и жизнеспособная форма военного сотрудничества вполне может заявить о себе как о серьезном факторе на евразийском пространстве. Не так давно президент Белоруссии выразил уверенность, что ОДКБ станет настолько мощной, что другие военно-политические организации, в частности Североатлантический альянс, "будут считаться и сотрудничать с ней".
Стоит заметить, что пять стран-участниц ОДКБ одновременно сотрудничают в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Фактическое создание на их базе еще и военного союза показывает, что СНГ как политическая структура, некогда "склеившая" осколки вдребезги разлетевшегося Союза, отживает свой век. Владимир Путин явным образом отдает предпочтение прагматичным союзам, а не декларативным альянсам, от которых, может, нет и вреда, но и пользы точно не видно. Создание эффективной преграды угрозам, проистекающим со стороны беспокойного Юга, – это еще и намек сомневающимся странам СНГ побыстрее определяться с выбором союзников. Сейчас для этого самый подходящий момент. Некоторые страны Средней Азии после молниеносной победы Штатов в Ираке испытывают легкое беспокойство, ибо характер местной "демократии" здесь вполне сопоставим с демократией "по Саддаму". А значит, самое время подумать о возможных последствиях.
Москва нашла способ реанимировать украинскую экономику