"В России нет таможенной политики"

По мнению члена Экспертного совета по Таможенному кодексу, ГТК проводит имитацию реформы таможенного законодательства. Но на деле все положения ТК остаются прежними либо усложняют процедуру прохождения таможни

После того как в конце апреля было принято новое таможенное законодательство, вокруг него разгорелся настоящий бум. Как ранее уже сообщало "Yтро", сами таможенники утверждают, что новый кодекс принципиально отличается от прежнего и способен в корне изменить взаимоотношения между участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Однако, как пояснил нам сегодня Алексей Зернов, член Экспертного совета, разрабатывавшего текст ТК, "проект кодекса, который просочился на второе чтение, не что иное как старый вариант, который Дума приняла в 1999 году". По его словам, проект доработан исключительно с лингвистической точки зрения, а тех изменений, которые действительно нужны торговцам, в новом кодексе нет.

Алексей Зернов утверждает, что текст проекта нового Таможенного кодекса до последнего момента выглядел принципиально иначе. И только перед принятием документа под носом у экспертов был проведен, по сути дела, старый Кодекс. Основная проблема заключается в том, что сейчас в России есть таможенное законодательство, но нет таможенно-тарифной политики". "40%, приносимые таможенниками в бюджет, оборачиваются практическим нулем", - заявил в разговоре с нашим корреспондентом Алексей Зернов. - "Ровно столько, сколько забирают у импортеров, потом возвращают экспортерам - через возврат НДС и прочие схемы".

Поборником нового текста документа стал Максим Медведков, замминистра экономразвития, которого убедили, что "проведена унификация законодательства, которая будет способствовать вступлению России во Всемирную торговую организацию" (из заявления "Yтру" представителя Государственного таможенного комитета). Однако уже сейчас Медведкову представлены материалы, опровергающие эту точку зрения. "Мы консультировались с представителем ВТО, который объяснил, что торговой организации все равно, что написано в "вашем техническом документе", но если чиновники будут выстраивать дополнительные барьеры для торговли, последует соответственное наказание, будут приняты меры", - объяснил нам А.Зернов.

В частности, будет обращено внимание и на то, что упрощение процедуры таможенного оформления, о которой с апломбом говорят в ГТК, оборачивается только усложнением ее. Как пояснил нам Алексей Зернов, пять ступеней, которые раньше надо было пройти для оформления груза, действительно, свели в одну, но если раньше каждым этапом занимался узкоспециальный чиновник, то теперь "все пять папок вручили одному, и он начинает метаться, звонить тем, кто разбирается в данном вопросе", и в итоге получается, что торговцам приходится ждать "зеленого сигнала" еще дольше.

Декларируемые ГТК информационные технологии на поверку также не приносят существенной пользы делу ускорения товарообороту на таможне. "Ни один программист, - уверяет Алексей Зернов, - не успевает за тем, как изменяется таможенное законодательство". Слишком большой объем различных телефонограмм, инструкций и прочих разъяснений к ТК. Так же эфемерна возможность декларировать груз загодя. По словам эксперта, она существовала и в старом кодексе. "Объявлять о том, что собираешься перевезти такое-то количество груза, можно хоть за год, но примут его к оформлению все равно только когда будут предоставлены все необходимые ЖИВЫЕ документы".

Таким образом, все те подзаконные акты и корректировки, разрешения, запрещения и согласования, которые выступали до сих пор труднопроходимым барьером для внешней торговли, новый ТК оставляет в силе. Как говорит Алексей Зернов, эти факты свидетельствуют о том, что таможенники "обманули бизнес-сообщество и самого президента". Сейчас эксперты готовят открытое письмо Владимиру Путину, в котором будут указаны все вышеперечисленные моменты. Они надеются на то, что указка сверху позволит сдвинуть чиновничью машину с места в нужном направлении.

Выбор читателей