Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Дом дураков
Россия, 202, 104 мин.
Режиссер: Андрей Кончаловский
В ролях: Юлия Высоцкая, Евгений Миронов, Брайан Адамс, Султан Исмаилов
|
Психлечебница на границе с Чечней. Ее многочисленные обитатели ведут тихую и размеренную жизнь, т.е. занимаются привычным дуракавалянием (в прямом смысле). Из развлечений – физзарядка под гармонь да наблюдение за проходящим мимо ежевечерним поездом. Однажды поезд не пошел – значит, началась война. Персонал разбежался, главврач уехал за автобусами для эвакуации, а пациенты остались предоставленными самим себе. В гости к ним заглянули сперва боевики (довольно милые люди), затем федералы (тоже неплохие, только нервные), а там и главврач вернулся с автобусом.
Юлия Высоцкая играет замечательно. Появляющийся в самом конце Миронов – как всегда. Больных, как говорят, играли настоящие больные. Не надо настоящих. Пьяный достоверно не сыграет пьяного, псих – психа. В результате – резкое чувство искусственности и переигрывания. Когда у Формана снимались на удивление душевноздоровые люди – такие придурки получились, хоть в мединституте изучай. Кстати, в многочисленных интервью Кончаловский утверждал, что проводить параллели, сравнивать его фильм с "Полетом над гнездом кукушки" абсолютно некорректно. Мы согласны с режиссером. Конечно, некорректно. Какое тут, на фиг, сравнение?! Слишком сильно ощущается, что "Дом дураков" заточен под европейскую фестивальную публику. Расчет получился верным. Автор имеет право выразиться, мы имеем право смотреть. Или не смотреть.
А в целом фильм совсем даже не плох. Это я не наглею, а высказываю исключительно my humble opinion, в просторечии ИМХО. Просто пришлось прочитать такую тонну критики, напоминающую ковровую бомбардировку по отдельно взятому проекту, что и кассету-то в руки с опаской брал. Однако в "Доме дураков" есть несколько на удивление пронзительных моментов, примиряющих с перечисленными недостатками.
Солдаты королевы (Soldaat van Oranje)
Нидерланды, 1977, 168 мин.
Режиссер: Пауль Верхувен
В ролях: Рутгер Хауэр, Джероен Краббе, Эдвард Фокс
Фильм был снят более четверти века назад. Режиссера тогда еще звали Пауль Верхувен и был он молодой надеждой голландского кинематографа. Но уже тогда в нем отмечалась излишняя любовь к сексу и насилию на экране и к деньгам в реальной жизни. После переезда в Америку обе эти тенденции нашли свое логическое развитие, а молодой человек стал Полом Верховеном.
"Солдаты королевы" базируются на мемуарах некоего Эрика Хацельхоффа – студента, подпольщика, разведчика, военного летчика, а в конце войны личного адъютанта королевы Вильгельмины. (Кстати, Эрик еще жив – обосновался на Гавайях с женой-англичанкой.) Вот его переходы из одной ипостаси в другую мы и наблюдаем на протяжении почти трех часов. И наблюдаем не без интереса. Кино про войну мы привыкли видеть либо с нашей точки зрения (партизаны, танковые армады, много дыма и взрывов), либо с американской (средней масштабности операции, диверсионные миссии, много дыма и взрывов). Теперь можно взглянуть с европейской точки зрения.
Студенты Лейденского университета и думать не думали, что война зайдет к ним в гости. Но вдруг над головой пролетели бомбардировщики, и уже через пять дней люди жили в другой стране. Студенты, как передовой отряд общества, решают организовать собственное мини-сопротивление. Неумелое, любительское, обреченное на провал. После ареста большинства товарищей Эрик бежит в Англию, где сперва сотрудничает с разведкой, а потом, обманув медкомиссию (у него плохое зрение), попадает в летчики.
Что подкупает в фильме, так это почти полное отсутствие пафоса. Вроде бы есть героизм и предательство, храбрость и трусость, но они все обыденные, человеческие, без гипертрофированности, присущей большому кинематографу, что советскому, что голливудскому. Просто каждый человек однажды оказывается в ситуации, когда ему нужно сделать выбор. Во время войны такие ситуации случаются чаще, а последствия выбора бывают суровее. Кто-то работает на немцев, кто-то с ними борется, но большинство просто живет, надеясь, что все как-нибудь само рассосется.
Как скажешь (Mon Idole)
Франция, 2002, 108 мин.
Режиссер: Гийом Кане
В ролях: Франсуа Берлеан, Гийом Кане, Диана Крюгер
Телевизор внутри больше чем снаружи. Вот мы, к примеру, видим на экране одного человека, а вне поля зрения остаются операторы, режиссеры, редакторы, ассистенты, осветители... Т.е. на каждую говорящую голову приходится несколько десятков молчаливых, но больше всего на свете мечтающих тоже заговорить.
Бастьен был одним из таких невидимок. Молодой, талантливый и весьма амбициозный, он уже попал в телевизор, но еще не в кинескоп. Его работа – заводить публику перед и во время шоу, махать руками и всячески сигнализировать, чтоб люди вовремя хлопали, смеялись или свистели. Работа важная, но хочется большего, ведь идей у Бастьена немеряно. Он уже придумал концепцию новой передачи, где члены какой-нибудь семьи две недели шпионят друг за другом с видеокамерами, а потом показывают отснятый материал всей Франции, да еще с комментариями. Классно, да? Это вам не безработные актеры, играющие в "людей с улицы".
Как и всякую хорошую идею, эту у Бастьена норовят украсть. Хорошо, что на него обращает внимание генеральный продюсер канала г-н Брусталь. Делает пару комплиментов и даже приглашает на уик-энд в свой загородный дом, поработать над концепцией. За городом Бастьену в принципе нравится. Правда, в течение 24 часов ему пришлось поссориться со своей девушкой, переспать с женой Брусталя (с ведома последнего), покормить стервятников сбитым на дороге оленем, поплутать по лесу, позакапывать труп, а потом еще попартизанить под пулями собственного патрона. Даже сомнения одолели Батьена – а точно ли Брусаталь хочет помочь его карьере или просто издевается? Развлекается, гад, неким извращенным способом?
Сильный фильм. Не сказать, что получаешь массу удовольствия от его просмотра, но сильный. Сюжет делает такие резкие и непредсказуемые повороты, что в дупель пьяный лихач позавидует. Начинающийся как производственная драма из жизни телевизионщиков, он уходит в абсурдистскую комедию с элементами триллера.
Кассеты предоставлены прокатной фирмой "Екатеринбург Арт".
Инфляционное давление на народ усиливается