Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Подобный расклад не может не вызывать взаимной неприязни между Токио и Пекином – находятся все новые и новые поводы, чтобы не наносить друг другу визитов на высшем уровне. И так уж получилось, что одним из объектов соперничества двух стран стала Россия. Точнее, ее энергетические ресурсы.
В настоящее время Япония и Китай являются крупнейшими (после США) нефтегазовыми "клиентами" Ближнего и Среднего Востока. Первая закупает 7% всей ближневосточной нефти, что покрывает 88% ее потребностей в "черном золоте"; второй – 6,3%, покрывая этим 56% нефтяных нужд. Все бы ничего, но чрезвычайные события последних лет, так или иначе связанные с Ближним и Средним Востоком, переполнили чашу терпения клиентов этого беспокойного региона, которые начали искать альтернативные источники получения углеводородов. И тут, конечно, невозможно обойти вниманием нашу страну.
Россия, как известно, щедрая душа. Она готова качать нефть и газ и на Запад, и на Восток. Впрочем, Западу повезло больше: с ним "энергетический диалог" начался давно, еще во времена СССР; трубы есть – только качай! На восточном направлении с этим хуже: там и разработка почти не велась, и труб нет. Однако все меняется – и вот уже Япония, поступившись своими принципами ("Yтром острова – вечером дружба") присосалась к нефтегазовым месторождениям Сахалина. А уж новых претендентов на энергоносители хоть отбавляй: весь Восток – сплошные "тигры".
Спрос рождает предложение, но происходит это отнюдь не автоматически. У России на востоке мало разработанных месторождений; разведанные запасы нефти в этом регионе составляют, по оценкам Минэнерго, 954 млн тонн, что, конечно, маловато. Наконец, нет труб. На развитие нефтегазового комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока, с учетом реализации перспективных экспортных проектов, в ближайшие 20 лет потребуются инвестиции в объеме $80-90 миллиардов...
Денег, ясное дело, нет, но главное – нефть дальневосточным потребителям нужна уже сейчас. В первую очередь, Китаю и Японии. И не только потому, что Ближний Восток стал слишком ненадежным поставщиком: просто аппетиты у азиатов растут. Лидирует в этом росте, безусловно, Китай. Так, в 2002 г. на него пришлось более 2/3 мирового роста потребления энергоресурсов, а потребление нефти в стране выросло на 5,8%. Эксперты Международного энергетического агентства прогнозируют, что КНР останется лидером по этим показателям как минимум в ближайшие 20 лет. Япония, в свою очередь, хоть и не шибко развивается, но нефти тоже требует все больше, поскольку увеличивает долю мазута в производстве электроэнергии.
В итоге получается, что к 2010 г. потребность Китая в нефти составит 400 млн тонн, в газе – 100 млрд кубометров. Японии в 2010 г. будет необходимо 250 млн тонн нефти и 90 млрд кубометров газа. На третьем месте по региону Южная Корея – ей понадобится 150 млн тонн нефти и 40 млрд кубометров газа... Итак, все взоры устремлены на Россию.
Впрочем, было бы не совсем точным говорить, что у нас совсем нет труб на востоке. Одна труба имеется. Она тянется с западносибирских месторождений до города Ангарска в Иркутской области. Строили ее, правда, не с целью снабжать нефтью Китай, а совсем даже наоборот – поставлять топливо для группировки советских войск на границе с Китаем. Нынче, во время "нефтяной" дружбы, трубу от Ангарска нужно продлять.
И вот тут-то и сцепились Китай и Япония: российская нефть под боком, но ее маловато (пока) для наполнения сразу двух нефтепроводов. Следовательно, в обозримом будущем питаться нефтью из Ангарска сможет только один клиент. Китай стоял в очереди первым. Вопрос о строительстве нефтепровода в КНР впервые возник еще при Горбачеве, затем затух в связи с распадом СССР и вновь стал прорабатываться "ЮКОСом" в конце 90-х. Дело дошло даже до соглашения с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией, согласно которому нефтепровод Ангарск – Дацин должен быть построен к 2005 году. Первые пять лет по нему будет поставляться 20 млн т нефти в год, а с 2010 г. – 30 млн тонн. При этом в ближайшие 5-7 лет по трубопроводу будет в основном прокачиваться нефть из Западной Сибири, поскольку малоразработанные восточносибирские месторождения могут загрузить трубу лишь частично. Лучше, казалось бы, и не придумаешь: ведь по этой сделке в течение 25 лет российский бюджет получил бы порядка $60 миллиардов. Но тут в дело вмешались японцы.
Собственно, альтернативный проект Ангарск – Находка предложила "Транснефть" и аргументировала это тем, что для России лучше не замыкать трубу на одном, пусть даже очень перспективном, потребителе, а вывести ее к морскому терминалу и получить тем самым доступ на весь тихоокеанский рынок. И не беда, что она получится в 1,6 раза длиннее и более чем вдвое дороже дацинской трубы. Не смутило авторов проекта даже то обстоятельство, что 50 млн тонн нефти в год, необходимые для наполнения трубы, найти будет нелегко, а качать их из Западной Сибири – просто нерентабельно. Тихоокеанский проект посеял некоторые сомнения в умах российского руководства. Японцы их усилили, предложив полностью профинансировать строительство трубы в Находку. Российское руководство заколебалось и задумалось. Одно время казалось, что найдено соломоново решение: строить основную трубу в Находку и от нее – отросток в Дацин. Но суммарно эти нефтепроводы должны были бы прокачивать 70-80 млн тонн нефти в год, а столько ее нет.
Затем в Москву приехал председатель КНР Ху Цзиньтао, и китайская чаша вновь перевесила. Принятая тогда же Энергетическая стратегия РФ определила китайское направление приоритетным, хотя и под названием "ответвление". Согласно стратегии, строительство этого отростка позволит с 2005-2007 гг. приступить к разведке новых месторождений на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, а уж затем, если там найдут хотя бы 2 млрд тонн нефти, то после 2015 г. приступят к строительству основного нефтепровода в Находку. "Битва за российскую нефть выиграна!" – утверждала газета China Daily.
Однако это было не совсем так: российские раздумья продолжались, а принятая стратегия, естественно, не могла устроить Японию. И вот недавно Токио в очередной раз поднял ставку: помимо финансирования строительства трубы (а это не менее $5 млрд), он предложил России еще $7,5 млрд на освоение восточносибирских месторождений нефти, $1 млрд на различные социальные проекты на Дальнем Востоке и $7 млрд в качестве государственных кредитов и гарантий. Дальневосточный и сибирский полпреды президента в восторге. "Моя позиция и позиция руководителей субъектов федерации в Дальневосточном округе основана на том, что нефтепровод должен идти на Находку", – недвусмысленно заявил Константин Пуликовский. Он уверен, что "доразведку" нефтяных ресурсов в регионе можно будет осуществить фактически параллельно со строительством трубы – силами одного и того же международного консорциума.
Итак, ставки растут, и российская сторона в очередной раз берет тайм-аут – до осени. Посмотрим, как отреагирует Китай...
В Европе чувствуется усталость от конфликта