Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Удобства на палубе
Первый тип теплоходов, которые ходят по рекам России, – 30-40-летние старички, те самые, на которых в "совковом" прошлом плыли под песни Валентины Толкуновой советские "отдыхающие". Путевки на такие теплоходы самые дешевые. Но подойдут они только для тех, кто в отдыхе исповедует аскетизм и для кого в круизе важнее пейзаж, а не наличие санузла в каюте.
Наиболее распространенные теплоходы этого типа – трехпалубные суда проекта 588 ("К.Маркс", "И.Муромец", "Ильич", "Плеханов", "Крылов"), построенные в ГДР в 70-х годах. Уникальность этих теплоходов в их внутренней отделке: все каюты и внутренние помещения здесь обшиты деревом. Хорошо, если вам удалось получить на таком теплоходе "люкс", тогда неприятности вроде очереди за "удобствами" на палубе вас не коснутся. В ином случае максимум, что будет в вашем кают-номере из удобств, – это умывальник. Отличаются обыкновенные номера друг от друга только палубой и тем, расположены кровати в два яруса, как в купе поезда, или в один. Последнее предпочтительнее, поскольку одноярусные номера обычно гораздо просторнее.
Также еще с советских времен знакомы нашим туристам теплоходы проекта 305. Строительство их велось в Венгрии в 1959-1965 гг., и это одна из самых успешных и массовых серий судов такого класса в СССР. Теплоходы имеют одно-, двух-, четырех-, а также шести- и восьмиместные каюты, только половина которых оборудована умывальниками, два ресторана, два салона и помещение с сидячими пассажирскими местами.
Бассейн для иностранца
Есть теплоходы сравнительно новые, с большими комфортабельными каютами, в которых имеются кондиционеры и удобства. На двух – "Толстом" и "Чехове" – есть даже бассейны, вот только попасть на такие теплоходы сложно, если вы не иностранец. Да, в общем-то, и на все остальные суда этого типа тоже: иностранцы, как правило, арендуют их целиком, не разрешая пускать на борт "наших", даже если половина кают остались пустыми.
Так, по большей части интуристов катают 4-палубные теплоходы проекта 302 ("Бауман", "Фурманов", "Шолохов", "Маршал Рыбалко"). На данный момент в речном пароходстве России они являются самыми современными и комфортабельными. Для примера: номер "люкс" на таком теплоходе – это двухкомнатная каюта с удобствами, комфортабельной гостиной и спальней, двумя большими окнами.
Отличительная черта 4-палубных теплоходов проекта 301 ("Рыльский", "Федин", "Достоевский", "Леся Украинка") – большие каюты, при этом душ и туалет есть в любой, даже самой дешевой из них. На главной палубе такого теплохода обычно расположены магазины, парикмахерская и ночной бар, на третьей – ресторан, а на верхней, четвертой – музыкальный салон.
Не менее комфортабельные 4-палубные теплоходы проекта 92-016 построены в Чехословакии и являются самыми крупными речными судами, предназначенными для перевозки туристов. На теплоходе предусмотрены 162 каюты, в каждой из которых есть кондиционер, душ и туалет. Кроме того, к услугам состоятельных пассажиров – 4 каюты типа "люкс" и 5 кают типа "полулюкс". Отличительной особенностью этого проекта является отсутствие пассажирских кают, расположенных в трюме.
И, наконец, о пароходах третьего типа. В последние годы на реках России появилось много так называемых модифицированных теплоходов. Проще говоря, владелец взял старый, отплававший свое советский теплоход, снес подчистую малюсенькие клетушки и построил новые каюты со всеми атрибутами нормального гостиничного номера. Такие теплоходы после номера проекта обозначаются буквой М – например, 305М, 588М. Но после такой переделки теплоход, на котором когда-то могли плавать 180 человек, обычно может принимать только 90-100, поэтому и цены за путевки вырастают вдвое.
Пьяные рейсы
Итак, о теплоходах мы рассказали и будем считать, что с выбором вы определились. Теперь нужно определиться с маршрутом. Ведь если вы, например, хотите сплавать в Казань, вариантов может быть несколько, соответственно, и длительность путешествия тоже может отличаться. Как это ни парадоксально, маршрут зависит от теплохода, который вы выберете. Вернее, от его фрахтователя, который прокладывает туристический маршрут, организует экскурсии и продумывает программу развлечений для туристов.
Как правило, маршруты круизов выстроены по принципу: ночью – переходы, днем – стоянки и экскурсии. Наибольшей популярностью у туристов по-прежнему пользуются короткие маршруты на выходные дни: Москва – Углич – Москва, Москва – Тверь – Москва. Такие рейсы, с пятницы на воскресенье, принято не без основания называть "пьяными". Частенько их арендуют под свадьбы (тогда остальным пассажирам можно только посочувствовать). Не менее популярны 5- и 7-дневные круизы. Из более длинных частенько покупают круиз Москва – Плес – Москва и "Московскую кругосветку", рассчитанную на 9-10 дней с продолжительными стоянками. Если вы чувствуете в себе силы одолеть 2- или даже 3-недельное путешествие, отправляйтесь в круиз Москва – Астрахань – Москва (20 дней) или Москва – Казань – Москва (16 дней).
Но оптимальной все-таки является продолжительность круиза от 4 до 14 дней: за это время пейзаж не успевает наскучить, и еще хватает любознательности выслушивать ежедневные рассказы экскурсовода. Наверное поэтому вне конкуренции остается маршрут Москва – Санкт-Петербург – Москва.
Танцы под баян
Большинство туристов, выбирающих этот маршрут, – иностранцы, поэтому и развлечения на теплоходах обычно "лубочные" – фольклор, одним словом. В обязательной программе – баян, народные русские танцы, частушки и тому подобное. Ну, а кто будет эти частушки петь – самодеятельный ансамбль Зарайской средней школы или Филипп Киркоров – уже зависит от фрахтователя.
"В общем-то, развлечениям не нужно предавать особенного значения, – говорит Владимир Марченко, заместитель генерального директора "Единой Сети Речных Круизов". – Ведь, по сути, слушать концерты во время речного круиза особенно некогда. Это морские лайнеры совершают безостановочные переходы по несколько суток, и народ, уставший пялиться на бесконечное море, требует развлечений. А здесь основную часть дня занимают экскурсии". Распорядок дня примерно такой: в 9 Yтра завтрак, после завтрака – продолжительная экскурсия. Экскурсий может быть несколько в день; кроме того, иногда бывают стоянки, когда пассажиры могут просто погулять, поиграть в волейбол или пожарить шашлыки. В 2 часа дня – обед, после которого народ предпочитает несколько часов отдыхать в каютах. В 8 вечера ужин, потом дискотека. Обычно дважды за время круиза проводится "капитанский прием" с ужином и танцами.
В трюме дешевле
После того как вы выбрали маршрут, теплоход и каюту, остается осведомиться у туроператора, сколько же это удовольствие стоит. А стоит, надо сказать прилично.
"Круизы никогда не были дешевым отдыхом, они всегда несли в себе элемент развлечения для элиты, – говорит Владимир Марченко. – Персонала в плавучих гостиницах, как правило, не меньше, чем в обычных, да еще и техническое оснащение должно быть на порядок выше. Таким образом, в среднем, один день круиза с трехразовым питанием обходится в 1500 руб. с человека".
Ну а дальше все зависит от комфортабельности, расположения кают и палубы. Скажем, маршрут Москва – Питер – Москва с трехразовым питанием и проживанием в 2-местной одноярусной каюте на средней палубе обойдется в 14500 руб. на человека; то же самое, но с проживанием в 2-местной двухъярусной каюте, – в 13600 рублей. А проживание на шлюпочной палубе обойдется рублей на 200-300 дороже. Дешевле всего жить на нижней палубе. С видом из окна здесь, правда, не очень, зато гораздо тише, чем на верхней палубе. По правому и левому борту каюты в теплоходах одинаковые, но, чтобы любоваться пейзажем из окна, лучше выбирать каюту справа: движение по реке, как и по автостраде, правостороннее. Можно купить путевку хоть за час до отплытия теплохода, но вот довольствоваться придется тем, что осталось. А еще при размещении на теплоходе, так же, как и в гостиницах, существует система скидок на жилье: на третьего или четвертого человека в каюте, для маленьких детей и групп.
Кстати говоря, несомненное преимущество круизов заключается в том, что вы еще дома будете точно знать, во сколько вам обойдется поездка. Трехразовое питание, как правило, включено в путевку. Но если вы, например, сидите на диете и принципиально собираетесь отказываться от ужина, или вы "сова" и к завтраку в 9 Yтра ни за что не проснетесь, то можете взять путевку без питания и в ресторане теплохода питаться за отдельные деньги. Обойдется это от 200 до 350 руб. в день с человека. Кроме того, на месте вам придется платить за напитки в баре, индивидуальные услуги типа массажа, сауны или парикмахерской и телефонные переговоры.
* * *
По традиции, несколько советов напоследок:
Самый главный, как обычно, неоригинален: тщательнее выбирайте турфирму. Хороший турагент не будет втюхивать вам первый попавшийся круиз, а сначала тщательно расспросит о ваших предпочтениях. Только тогда можно надеяться, что компания подберет теплоход по вашему вкусу.
Если вы едете в круиз с ребенком, не полагайтесь на случай, а узнайте у туроператора, каковы условия для семейного отдыха на том или ином теплоходе. Иногда фрахтователь оставляет этот вопрос без внимания, и родителям приходится весь отпуск держать ребенка на коленях. Кстати, как правило, детям предоставляются скидки 10-25% на размещение.
Возьмите с собой выходной костюм: иногда "капитанские приемы" бывают достаточно любопытными. И вообще, к выбору одежды нужно подходить тщательно. Например, у женщин, которые намерены посещать церкви и монастыри, с собой должен быть как минимум платок, чтобы покрыть голову, и одежда с длинными рукавами.
Начните с малого. Как бы ни было велико ваше желание "плыть далеко-далеко", не покупайте сразу двухнедельный тур, если отправляетесь в круиз в первый раз. Начните с 3-4-дневного путешествия. И если ваш первый круиз вам понравится, вы обязательно захотите повторить...
По информации TravelOnline.
Названы имена преступников