Бюджет: все хотели, но не всем дали

Вчера состоялось эпохально-ежегодное событие: правительство обсудило проект бюджета-2004. Заседали 5 часов и, выйдя из зала, не уставали друг друга благодарить. Все "сюрпризы" станут известны только в конце месяца


Фото: Вести.RU



В советское время экономики не было – сейчас она, говорят, есть, поэтому в четверг состоялось эпохально-ежегодное событие: правительство обсудило проект бюджета на следующий год.

Заседали 5 часов и, выйдя из зала, не уставали друг друга благодарить. Лидер фракции ОВР Вячеслав Володин сообщил журналистам, что разговор был сложный, но результативный, и теперь за бюджет голосовать можно. Глава бюджетного комитета Госдумы Александр Жуков сообщил, что "основные параметры бюджета сбалансированы, наиболее узкие места закрыты, проблемы, которые мы видели еще в июне, в результате совместной работы депутатов с представителями правительства решены". Бюджет стал значительно лучше и имеет большие шансы на прохождение в Думе. Однако Жуков ожидает в нижней палате большие споры по поводу 21 млрд руб., которые не сбалансированы между регионами.

По словам Жукова, комитет по бюджету и налогам, вероятно, рассмотрит проект бюджета-2004 10 сентября. Володин, со своей стороны, утверждал, что по срокам отклонений от закона не будет – 26 августа бюджет будет внесен правительством в Думу, и 19 сентября депутаты распробуют его на первом чтении. Володин транслировал пожелание премьера Михаила Касьянова больше ни с какими просьбами по бюджету не обращаться, а лидер думского "Единства" Владимир Пехтин подчеркнул: все, кто хотел высказаться, такую возможность имели.

Вице-премьер Алексей Кудрин, уже когда все окончательно кончилось, вышел на брифинг к журналистам и начал с того, что накануне его министерство сидело над бюджетом не только вечер, но и ночь, наподобие двоечника перед последним экзаменом. Кудрин поблагодарил две трехсторонние комиссии: правительство – Дума – СФ и правительство – работодатели – профсоюзы. Все показатели бюджета одобрены, была проведена беспрецедентная работа, это дает основание рассчитывать, что в Думе бюджет претерпит минимальные изменения и пройдет в заданные сроки.

По словам Кудрина, документ с проектом бюджета пухнет год от года из-за стремления сделать его более прозрачным. Сейчас проект представляет собой три пачки под ксерокс – 1,5 тысячи страниц. Если в Минфине смогли его написать, значит депутаты смогут прочитать, не сомневается Кудрин. 22 августа Минфин снова внесет бюджет в правительство, чтобы оно, в свою очередь, смогло внести его 26 августа в Госдуму.

В ответ на вопрос о том, обнаружат ли депутаты в документе сюрпризы, когда он станет официальным законопроектом, Кудрин только улыбался. Но на вопрос о прилагаемом к бюджету списке приостановленных законов, финансирование которых в будущем году не осуществляется, честно сказал, что список будет больше прошлогоднего. Называть то, что не финансируется, он, естественно, не стал.

Зато Минфин с удовольствием рассказал, что раздел инвестиций увеличен на 5 млрд руб., – эти деньги пойдут на строительство метро, жилья для военных, молодых и просто гражданское строительство, а также на обеспечение связи с Калининградом, конкретно на аэропорт "Храброво" и паромную переправу до Ленинградской области. Будут определены субвенции регионам для дорожного строительства, но только для решения стратегических задач, например строительства дороги Чита-Хабаровск. Существенно больше депутатских ожиданий добавлено на космическую программу, прежде всего на МКС.

Довольный Кудрин не без гордости напомнил журналистам, что "все ждали", как Россия пройдет пик платежей по внешнему долгу в текущем году. Теперь впереди еще одно испытание – цены на нефть могут упасть до $22 за баррель в следующем году против $26 в текущем. Доходы бюджета рассчитаны на основе цены $22 за баррель, а расходы – $20 за баррель, отсюда профицит 0,5-0,6% ВВП (83 млрд. рублей). Всё, что свыше $20 за баррель, пойдет на формирование стабилизационного фонда. Если же цена на нефть окажется ниже, то спасет тот же стабилизационный фонд, т.е. финансовый резерв.

Историю лучше не вспоминать, но одно отличается от другого только словами – в финансовый резерв сливали все и растаскивали куда хотели, а стабилизационный фонд формируется из конкретных источников и расходоваться будет при определенных условиях на финансирование важных расходов при недостатке доходов, как в других странах, живущих за счет экспорта нефти. В принципе, все это уже обещали два года назад, только финансовый резерв уплывал и при растущей цене на нефть. В этом смысле выражение "финансовый резерв" сменил совсем уж непристойный термин "дополнительные доходы", которых в нормально рассчитанном бюджете не должно быть. Это просто "заначка" правительства от Думы, как у мужа от жены на вино и девочек. Теперь и словосочетание "финансовый резерв" затаскали – настало очередное время сменить термин.

Выбор читателей