Симпатичная нечисть вся куда-то повывелась

Как было бы здорово, если б жил в каждом доме, в каждой квартире пусть даже самый завалящий домовенок! Не пускал в свою вотчину постороннюю нечистую силу, предупреждал хозяев о надвигающейся беде, воспитывал неверных супругов...




Почему, уважаемые граждане, такая несправедливость? Почему у нас в квартире нет своего собственного домового? Тараканы там, мухи и прочая гадость – водится, а вот домовым даже и не пахнет! Может быть, наша стандартная панельная хибара его не устраивает? Может, домовые теперь в особняках и пентхаузах предпочитают селиться? Тогда это форменное безобразие: значит, получается, что одним – все, а другим – шиш с маслом! А как было бы здорово, если б жил у нас, скажем, в платяном шкафу обитал пусть даже самый маленький и завалящий домовенок. Ведь, если верить преданиям, домовой – существо очень даже полезное: если к нему хорошо относиться, то он за вас и домашнюю работу тайком сделает, и от несчастий оградит, и дом от воров и других злодеев защитит.

Вообще, вот что меня удивляет: из огромного количества всевозможной нечисти, которая на Руси никогда не переводилась, из всяких там кикимор, оборотней и леших, русские люди выделили именного домового. Сделали и него хоть и страшноватое, но доброе существо: покровителя и защитника. Домового, конечно, побаивались. Но уважали. О происхождении домового рассказывали, что "при Вавилонском столпотворении Бог наказал людей, дерзнувших проникнуть в тайну его величия, смешением языков, а некоторых из них, лишив образа и подобия своего, определил на вечные времена сторожить воды, леса, горы..." Так вот: кто в момент наказания был в горах сделался горным духом, в лесу – лесовиком, а кто находился в доме, стал домовым. В "Описании древнего славянского языческого баснословия" М.Попова о домовом сказано: "Сии мечтательные полубоги у древних назывались гениями, у славян – защитителями мест и домов, а у нынешних суеверных простаков почитаются домашними чертями".

Вера в домового на Руси была общераспространенной, и рассказы о нем длительное время не вызывали сомнений в силу представлений, что он обязательный, близкий участник жизни крестьянина, покровитель его хозяйства, защитник его дома. Домовые не пускали в свою вотчину постороннюю нечистую силу и лихих людей; часто предупреждали хозяев о надвигающейся беде, воспитывали неряшливых хозяек и неверных супругов. Впрочем, русские "домашние черти" были двух родов: добрые и злые. Если в доме жил добрый, то "лошади жирели", "хлебные овины наполнялись". Когда же приходил злой дух, люди терпели от него беспокойства, причем некоторые до такой степени, что вынуждены были оставлять свои дома. Случалось, злой домовой приходил к женщине в образе человека – это бывало, когда она тосковала по умершему мужу или ребенку. "Домовой сначала заманит ее, потом высушит, тоску наведет, и женщина быстро умирает. Как только люди замечают эту женщину, что домовой ее посещает, они ее предостерегают от этого, молятся за нее. А сама женщина, чтобы уберечься от злых намерений домового, когда ложится спать, натыкает иголок по краям кровати или положит с боков кровати детей. Домовой придет, уколется, затем хлопнет дверью – и только изба дрогнет".

Но все же чаще домовой бывал добрым. Правда, только если к нему хорошо и уважительно относились: оставляли на ночь кусочек пирога или какую-нибудь другую еду. Считалось, что любимое лакомство домового – подсоленная краюха хлеба и стопка водки. В Смоленской губернии существовал, например, обычай, когда домовому оставляли накрытый стол, а некоторую часть кушаний выносили на скотный двор, где ставили на топор, врубленный плашмя в левую верею ворот. Ставя угощение, люди приговаривали: "Хозяинушка, батюшка, хлеб-соль прими, скотинку води". В народе к домовому питали большое уважение. Оскорбить его считалось непростительным. Кстати, в разговоре его почти никогда не называли просто домовым, а использовали уважительные прозвища: "дедушка" и "хозяин".

Хотя домовой был существом бестелесным (дух все-таки!), но когда он кому-нибудь "представлялся", то принимал человеческое обличие: часто на одно лицо с хозяином дома или как "небольшой старик, с длинными седыми волосами и бровями, с сердитым выражением лица, кривыми ногами, тело, кроме рук с длинными когтями и лица, покрыто шерстью белого цвета". Описывая внешность домового, его одежду, рассказчики рисуют обычно тот местный костюм, в котором ходят старики. Так, в Смоленской губернии домовой – "седой старик с непокрытой головой, одетый в длинную белую рубаху", в Орловской губернии – "как человек в свитке и подпоясан". Увидеть "дедушку" можно невзначай, чаще всего ночью, подле скотины или лошадей. А преднамеренно – в чистый четверг, придя со свечкой из церкви, на пасху после утрени сидящего на чердаке за трубой. Домовой не только похож на людей, у которых обитает, но и сам живет как люди. Существовали рассказы о его жене (домахе, домовихе, домовичихе, большухе), которая "ночью выходит из-под пола и прядет". Иногда домовые ссорятся и даже дерутся между собой, а также воюют с банниками и овинниками, с лесовиками и полевиками...

Лучшим другом домового считалась кошка. Поэтому, переезжая в новый дом, первым делом хозяева вносили кошку со словами: "Вот тебе, дедушка, мохнатый зверь на богатый двор". Разумеется, первым в новый дом надо было пригласить самого домового. Для этого надлежало совершить особый ритуал: в последнюю перед переездом ночь у печки оставляли чашку молока и хлеб-соль, означавшие, что хозяева чтят домового и приглашают его на новое место.

Мистики уверяют, что домового можно и сегодня можно "приманить". Даже в городскую квартиру. Для этого необходимо отправиться в какую-нибудь деревню и отыскать заброшенный дом, в котором "забыли" домового. Перед домом следует на белом полотенце или скатерти разложить угощение, а затем часок-другой посидеть и подождать, мысленно призывая "дедушку". Если все сделано правильно, то вы обязательно почувствуете его присутствие. Тогда надо попросить домового пойти с вами в новое жилище, где на кухне его уже поджидает накрытый стол.

Выбор читателей