Правительство не дотянуло даже до тройки с минусом

Основные приоритеты сегодняшней деятельности правительства на удивление точно совпадают с теми, что декларировались более трех лет назад. За эти годы ни одна из поставленных задач так и не была полностью решена




Сколько ни повторяй "халва, халва", сладко во рту не станет. Верность сих слов была подтверждена в ходе вчерашнего выступления министра экономического развития и торговли Германа Грефа на инвестиционной конференции, организованной Brunswick UBS. Глава МЭРТ в очередной раз обозначил инвесторам основные приоритеты российского правительства, которые на удивление точно совпали с теми, что декларировались более трех лет назад, при его формировании. То, что заявленные приоритеты отнюдь не новы, с оттенком скорби отметил и сам Греф, признав тем самым недостаточную эффективность работы правительства. "Не всегда то, что мы делаем, совпадает с тем, что мы планируем", – сказал по этому поводу министр.

Что касается собственно приоритетов, то самым главным из них, а точней, главной так и не решенной проблемой была названа административная реформа, толком не начавшаяся в 2000 г. и пребывающая по сей день в том же состоянии. Наряду с административной реформой правительство, по словам Грефа, намерено завершить реформирование правоохранительной и судебной систем, работа которых подвергается постоянной критике. "Несмотря на то, что многое было сделано, до сих пор мы не можем сказать, что эти системы стали эффективным инструментом в части защиты гражданами своих прав, – пояснил глава МЭРТ – Судебные органы продолжают не исполнять прямые нормы законов или исполняют их с нарушениями".

Возможно, при других обстоятельствах подобные заявления высокого государственного чиновника и могли бы произвести достойное впечатление на присутствующих на конференции инвесторов, но не в нынешней ситуации. Куда более убедительным доводом для них остается тот факт, что совладелец "ЮКОСа" продолжает находиться за решеткой, а Генпрокуратура по-прежнему является одним из основных инструментов "ведения диалога" между властью и бизнесом.

С печалью на лице глава МЭРТ посетовал на коррумпированность судебной системы, не дающую бизнесу возможности эффективно защищать права собственности. По словам министра, это является одной из главных претензий иностранных инвесторов к российским властям. Тут, однако, Герман Оскарович несколько преувеличил, поскольку большинство ныне работающих в России иностранных бизнесменов давно адаптировались к "национальным особенностям" российской судебной (и прочих) систем. В настоящее время при решении спорных имущественных вопросов зарубежные предприниматели дают разного рода взятки совершенно не хуже российских коллег. Времена наивных заграничных "лохов от бизнеса" канули в Лету еще в середине 90-х, вместе с огромным количеством павших под коррупционным молотом бизнес-проектов.

Следующей приоритетной задачей, стоящей перед правительством, была названа проблема реформирования бюджетной сферы – медицинских услуг, образования, науки и культуры. Руководителю МЭРТ надо отдать должное, ибо он честно заявил о том, что задача сокращения бюджетных расходов значительно осложняется предстоящими в конце этого и начале следующего года выборами парламента и президента. С одной стороны, приближающиеся выборы не позволяют принимать непопулярные решения по сокращению бюджетных расходов, с другой – такое положение дел является основным тормозом реформирования бюджетной сферы. Напрашивается вывод, что до окончания выборов реформ в этой сфере ждать не приходится.

"Темпы и сроки этой реформы меняются в связи с реформированием электроэнергетики и газового сектора", – прокомментировал министр ситуацию с еще одним из "приоритетных" направлений работы правительства – жилищно-коммунальной реформой. Этим Греф фактически дал понять, что реформа ЖКХ застопорилась, так и не успев толком начаться.

Действительно, правительство уже само окончательно запуталось в клубке противоречий интересов различных влиятельных групп, в который обратилась реформа естественных монополий. На примере РАО ЕЭС видно, что процесс реформирования уже на нынешнем этапе разнится с первоначальными планами, и не известно, каким будет его завершение. Что касается реформы газовой отрасли, здесь, как известно, существует еще больше противоречий пролегающих по линии МЭРТ – "Газпром". Но в любом случае одним из главных следствий реформирования естественных монополий становится значительное увеличение тарифов на их услуги, что, по сути, можно считать приговором для ЖКХ. Как об еще одном возможном "ноже в тело ЖКХ" отозвался министр о выравнивании цен на энергоносители до уровня мировых (такое требование выдвигается России как необходимое условие для вступления в ВТО). "Совершенно очевидно, что в два-три года поднять цены на газ в четыре-пять раз – задача абсолютно нереализуемая и ненужная. Граждане не готовы платить такую высокую цену", – считает министр. По его мнению, разногласия с ВТО, куда правительство надеялось вступить уже в этом году, пока остаются достаточно серьезными.

Внимания Грефа удостоились и такие известные "долгострои" как реформирование банковской системы и системы управления госсобственностью. В первом случае в числе приоритетных задач было названа необходимость создания механизма страхования банковских вкладов. "Поезд тронулся с принятием в первом чтении закон о страховании банковских вкладов. Надеюсь, что на осенней сессии он будет принят окончательно, и в течение трех лет нам удастся создать систему страхования банковских вкладов", – заявил Греф. От себя заметим, что, учитывая современные темпы развития банковского сервиса, за эти три года российские банки могут безнадежно отстать от своих зарубежных конкурентов.

Что касается эффективности управления госсобственностью, здесь все также ограничилось общими словами. "Очень большое государственное присутствие в бизнесе и государственный сектор создают неравные конкурентные условия на рынке, потому что государственные предприятия пользуются привилегиями, притом что госпредприятия менее эффективны, чем госсектор", – заявил Греф. Заметим, что несмотря на это, государственное участие в наиболее интересных с финансово-экономической точки зрения предприятиях на сегодняшний день не так уж и велико. Избавившись не так давно от пакетов акций "ЛУКОЙЛа" и "Славнефти", государство преимущественно владеет долями в малоэффективных компаниях, которые не приносят дохода. Речь о необходимости избавиться от неэффективной собственности и незначительных долей в капиталах коммерческих компаний ведется давно, однако прогресс на этом направлении крайне незначителен.

Пожалуй наиболее интересным вопросом, на котором остановился Герман Греф, стала тема изъятия сверхдоходов сырьевых компаний, образующихся благодаря высоким ценам на сырье. По мнению министра, бытующие сегодня оценки, согласно которым сырьевой сектор может приносить государству дополнительно 5-10 миллиардов долларов, являются завышенными. "Нормальным" резервом глава МЭРТ считает цифру в $1,5-2,0 млрд в год. "Нужно создать систему, когда эффективное изъятие природной ренты позволит эффективно использовать все имеющиеся месторождения", – заявил Греф. Тем самым министр фактически стал на защиту сырьевых олигархов, нападки на которых нарастают по мере приближения выборов.

Подводя итог выступления главы МЭРТ, остается сказать, что слушатели едва ли почерпнули из него что-то новое. Общий вывод привычно неутешителен: за время работы нынешнего правительства ни одна из поставленных задач так и не была решена, а перспективы их решения в будущем – весьма туманны.

Выбор читателей