У Ходорковского отберут "ЮКОС"

Ходорковскому и Лебедеву грозят не только длительные сроки заключения, но и конфискация имущества. То есть "ЮКОСа". После этого ничто не помешает российскому правительству продать стратегический пакет акций НК иностранцам




С момента ареста Михаила Ходоровского все терзались мыслью: а что президент? Казалось, что в последний момент глава государства скажет свое веское слово и разрешит ситуацию. И он ее разрешил. В понедельник. В итоге общественность получила ответ на первый и главный на тот момент вопрос – "С кем Вы, мистер Путин?". Однако это породило другой логичный вопрос – "Зачем Вы так, Владимир Владимирович?".

Действительно, мы уже не раз обращали внимание на то, что "наезд" на "ЮКОС", напрямую ассоциирующийся сегодня с именем российского президента, абсолютно не укладывается в рамки заявленной президентом же политики; прежде всего это относится к обозначенному курсу на усиление мирового влияния России посредством сближения с США путем "энергетического диалога".

Подобное несоответствие выглядит по меньшей мере странным и заставляет искать иные причины нелогичного поведения президента. "Изначальной подоплекой в "деле "ЮКОСа" была вовсе не политика, а вопрос собственности", – считает начальник аналитического отдела управления доверительных операций Банка Москвы Кирилл Тремасов.

С одной стороны, "ЮКОС" действительно оказывал помощь политическим партиям правого толка и коммунистам. Однако при любом раскладе перспективы правых не идут ни в какое сравнение с "партией власти". То же с коммунистами – и здесь финансовая помощь "ЮКОСа" вряд ли могла бы серьезно изменить ситуацию, к тому же сам Ходорковский, несмотря на свое комсомольское прошлое, отнюдь не является горячим сторонником коммунистических идей. Одним словом, направленность "политических инвестиций" говорит, скорей, о каких-то личных пристрастиях, нежели о реальных попытках изменить расклад сил во власти. Не секрет, что по сравнению с Михаилом Ходорковским "вклад" иных бизнесменов в политику куда более значителен.

С другой стороны, разросшаяся до колоссальных размеров после поглощения "Сибнефти" империя Ходорковского не могла не представлять угрозы для властей предержащих. Избавиться от нее можно было только одним путем – путем изъятия "опасной" собственности у ее владельцев. Это, по всей видимости, и решило судьбу хозяев новоиспеченного нефтяного гиганта.

"По ряду предъявленных обвинений Ходорковскому и Лебедеву грозят не только внушительные сроки, но и конфискация имущества. Другое дело, что "ЮКОСом" они владеют через "МЕНАТЕП", при этом 30% акций компании контролируется через траст, единственным бенефициарием которого выступает Ходорковский. Поэтому, чтобы добраться до акций "ЮКОСа", силовым структурам придется проявить максимум изворотливости. Однако следователи Генпрокуратуры уже имеют успешный опыт по отъему ("возвращению") собственности и, главное, не привыкли отступать", – считает Тремасов.

Будет ли подобный оборот событий означать неминуемое падение доверия к России в глазах мирового бизнеса? Скорей всего, нет. По сути, основные владельцы компании всего лишь будут заменены новым, в лице государства. Миноритарным акционерам в данной ситуации вообще мало что угрожает, ибо задачей власти является получение контроля над компанией, а не ликвидация акционерного общества как такового.

Самое интересное состоит в том, что в дальнейшем развитие ситуации с большой долей вероятности будет происходить по сценарию, разработанному Ходорковским. Российскому правительству ничто не помешает продать стратегический пакет акций объединенной компании иностранному инвестору, искать которого долго не придется. Известно, что ExxonMobil и Chevron проявляют большой интерес к крупнейшей российской НК. Переход компании из рук Ходорковского "под крыло" государства только увеличит ее привлекательность для инвестора. (Своеобразным подтверждением этому является недавнее заявление представителей американских компаний о том, что они по-прежнему проявляют интерес к "ЮКОССибнефти".)

В итоге все складывается более чем "удачно": государство получает хороший куш от продажи части компании за рубеж, президент – непосредственные "энергетические отношения" с США, иностранные инвесторы – возможность урегулирования "спорных моментов" с российскими совладельцами при посредничестве американской администрации, а миноритарии – спокойную жизнь акционеров первоклассной компании.

Менее славная участь ждет нынешних владельцев "ЮКОСа", находящихся за решеткой или под следствием. В лучшем случае Ходорковский и Лебедев выйдут на свободу не раньше окончания президентских выборов; в худшем – все будет зависеть от судей. Не исключено, что по возвращении на свободу им придется покинуть Россию, невзирая на прежние заявления.

Подобное развитие ситуации вполне устроит российский фондовый рынок, акции "ЮКОСа" вернут себе славу наиболее предпочтительных бумаг. "Временные неудобства" доставит лишь период "перехода" собственности от одних владельцев к другим.

Так выглядит один из возможных сценариев развития событий вокруг "дела ЮКОСа". И выглядит он с некоторых пор крайне правдоподобным.

Выбор читателей