Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Вряд ли г-жа Трегубова осознает, что за книгу она написала. Она-то небось думает, что со всего журналистского размаху вдарила по кремлевским обитателям, по всем сплошь, по ее выражению, - "мутантам". А вот один из этих "мутантов", которого она обильно цитирует в книге, в личной беседе со мной сказал так: "Ничего страшного, просто Трегубова посмотрела на Кремль через ж…у".
Другой трегубовский "мутант" - Михаил Маргелов - в скандально невышедшем сюжете о трегубовской книге в программе "Намедни" тоже высказался предельно точно: "Главный герой книги ясен - это журналистка Елена Трегубова, которая в книге красавица, умница, тонко чувствует гармонию, великолепно разбирается в искусстве, интеллигентна. Все остальное - фон. Фон - политики, фон - Кремль, фон - кремлевские хитросплетения, фон - реальности современной эпохи".
Собственно, этими двумя цитатами можно было и изящно ограничить рецензию на "Записки диггера", если бы не совершенно неприличный вокруг книги шум, поднятый журналистами и политиками.
Мне особенно любопытно писать про эту книгу, поскольку я лично знаю некоторых ее героев, и в течение десяти лет несколько раз встречал ее автора, хотя лично с ним никогда не общался, а просто наблюдал. Лет десять назад, когда г-жа Трегубова появлялась еще в первом составе "Независимой газеты", - это была худенькая симпатичная девочка, но с весьма странным взглядом. Этакая юная богема. Потом она исчезла с моего горизонта, а лет через пять-семь я встречал уже крупную женщину и одетую несколько безвкусно. Богема, но не юная.
Между тем г-жа Трегубова безо всякого стеснения пишет о собственных красоте, уме, вкусе, о тонком чувстве гармонии. Увы, в реальности дело обстоит не совсем так, а то упорство, с которым она настаивает на обладании этими качествами, говорит как раз о ее больших подсознательных сомнениях на сей счет. Зато из книги можно извлечь два несомненных факта. Первый: г-жа Трегубова – хороший, наблюдательный репортер, способный иной раз раздобыть и, что называется, эксклюзивную информацию. Второе: в книге видны многие симптомы так называемого "анального комплекса", описанного Зигмундом Фрейдом и основательно изученного его последователями.
Опустив деликатно тему красоты г-жи Трегубовой, коротко разберем другие ее качества по Маргелову.
Ум. Г-жа Трегубова искренне считает себя не простым кремлевским репортером, а именно – аналитиком, о чем с гордостью и заявляет. Однако это не так. Та толика "политического анализа", которую можно было извлечь из ее газетных материалов, принадлежала-то как раз ее кремлевским и околокремлевским информаторам. Тогда как сама она бойко описывала именно события, в которых участвовала, удачно подмечая порой те или иные забавные черты у героев своих репортажей. Что же до "аналитики", то она настолько смехотворна и наивна, что порой за ее автора становится стыдно.
Важно и то, что г-жа Трегубова как будто ровным счетом ничего не знает (или делает вид, что вряд ли) о том, зачем иные люди идут в политику и какие люди туда идут. Словно бы вся история человечества прошла мимо. А если бы знала, то ни за что не допустила бы такого сомнительного и до крайности наивного пафоса. Ибо при чтении книги создается впечатление, будто г-жа Трегубова свято верит в то, что политики только тем и занимаются, что думают о благе народа.
Интересная деталь – герои книги г-жи Трегубовой получились действительно узнаваемыми, но узнаваемыми не до конца. Поскольку сказать всей правды о некоторых из них, и о себе самой в этой связи, она, похоже, так и не решилась. А между тем ее герои тоже рассказывали мне некоторые вполне скандальные подробности из жизни журналистки. Но не для печати, разумеется. Подобная избирательность, впрочем, скорее говорит в пользу ума г-жи Трегубовой.
Вкус. Он же – чувство гармонии. Обладай г-жа Трегубова хорошим вкусом (и тут генеральный директор НТВ Николай Сенкевич прав: книга действительно пошловатая), она бы не стала смешивать точные по содержанию наблюдения над своими героями с памфлетными и грубыми по форме оценками этих героев. И уж тем более выдавать эти оценки за некую аналитику. Более того, знай г-жа Трегубова хотя бы поверхностно труды доктора Фрейда, она бы тем более постеснялась говорить грубости. А постаралась бы как можно глубже скрыть свои комплексы хотя бы для того, чтобы читатель получал эстетическое и интеллектуальное удовольствие от труда их разгадывания. Именно сложность этого процесса и отличает хорошие книги от плохих.
Интеллигентность. Г-жа Трегубова без малейшего сомнения пишет про своих героев вещи, которые они вряд ли хотели бы видеть напечатанными. Существует негласный этический закон для журналистов любого, в том числе и кремлевского пула - не писать о том, о чем просят не писать. А принимать информацию к сведению для того, чтобы лучше разбираться в происходящем. Г-жа Трегубова этот закон, по всей видимости, нарушила. И не единожды.
Между тем такого рода законы нарушают в двух случаях. Либо становясь Наполеоном, то есть делая что-то необщепринятое с целью завоевать власть. Либо по глупости или из чувства мести. Ни о каких наполеоновских замашках г-жи Трегубовой я покуда не слышал…
Получилось же безудержное самовосхваление г-жи Трегубовой на фоне "кремлевской клоаки", в которой "несчастная" журналистка вынуждена работать не покладая рук, не жалея живота и ругая эту клоаку на чем свет. Но ведь ровным счетом ничто не мешало г-же Трегубовой из клоаки уйти. Никто бы из мутантов потери бы не заметил. Зато именно тогда, когда в клоаку ее пускать перестали, она и засела за книгу.
Чтобы погрузиться в родной смрад еще один, самый последний разочек. Наш привет господину Фрейду!
Николай Сенкевич из НТВ поступил откровенно глупо, запретив к показу сюжет о Трегубовой в "Намедни". Сам ли он проявил инициативу или сверху кто позвонил, но наступили запретчики на все те же грабли. Теперь уже стараниями западных телеканалов и радиостанций, а также независимых российских СМИ скандал вокруг книги раздут неприличный. Впрочем, понятно: многим героям книги очень не понравилась та часть правды о себе, которую позволила себе журналистка. Г-жу Трегубову захотели наказать. И напрасно. Во-первых, она уже наказала саму себя, издав эту книгу. И примерно наказала. Во-вторых, обиженные чиновники, в свою очередь, наказали самих себя: была просто проходная история и проходная ругань, зато теперь наверняка издательство сделает допечатку тиража, и сомнительная слава про кремлевских мутантов и его описателей разойдется еще шире по просторам родины.
Недаром же мудрый издатель Саша Иванов выпустил книгу г-жи Трегубовой в рубрике "Трэш", то есть мусор, то есть помойка, то есть клоака, то есть…
От редакции:
Несмотря на достаточно резкий тон данной статьи, мы сочли возможным опубликовать ее, так как, по мнению редакции, общий настрой материала вполне соответствует духу книги "кремлевского диггера".
Вашингтон решился на новый шаг по просьбе Брюсселя