Жан великолепный

Жану Марэ сегодня исполнилось бы 90 лет. Вряд ли можно встретить человека, который не восхищался бы талантом знаменитого французского киноактера




Он ушел из жизни за несколько дней до своего 85-летия, оплаканный поклонниками кино во всем мире. И вряд ли можно встретить человека, который не восхищался бы талантом знаменитого французского киноактера.

Впрочем, юный Жан Марэ и грезить не мог о том, что ему уготовила судьба, когда обучался в захолустной французской школе и бегал в кино смотреть на приключения белокурой Пирл Уайт – звезды Голливуда 20-х годов. Все началось с того самого дня, когда 18-летний Марэ впервые приехал в Париж, влекомый – как он сам говорил впоследствии - неясным чувством (ноги сами несли), отправился к знаменитому французскому драматургу, режиссеру и актеру Жану Кокто. Почему бы не предложить себя в качестве статиста?.. Молодой визитер, пришедший на улицу Мадлен, где в маленьком отеле жил мсье Кокто, ошибся. Зорким оком драматург тотчас же разглядел в молодом человеке задатки звезды. Более того, он влюбился в провинциала и предложил ему сыграть одну из главных ролей в постановке его пьесы "Рыцари Круглого стола".

На другой день после парижской премьеры Жан Марэ проснулся знаменитым. Впрочем, Кокто еще предстояло сделать из начинающего актера настоящего мастера. Блистательной внешности и физических задатков дебютанта было недостаточно для того, чтобы иметь постоянный успех у взыскательной публики. Кокто становится для Марэ тем, кем был Дягилев для Нижинского и Лифаря - не только творческим педагогом, но человеком, который открыл мир культуры, искусства, так же, как и мир большого света с его изменчивыми персонажами и порой странными страстями. Жан Марэ был благодарным учеником. И именно потому вслед за успехом в "Рыцарях" уже в скором времени последовали триумфы и в философских кинопостановках Кокто - в "Вечном возвращении", вариации на тему "Тристана и Изольды", и в "Красавице и чудовище". Главным совместным триумфом Кокто и Марэ стал фильм "Орфей", в котором драматург высказался на тему красоты, олицетворением которой для режиссера был его молодой друг.

Жан Марэ - герой "плаща и шпаги" - это уже послевоенная эпоха. Снимаясь в костюмированных боевиках ("Железная маска", "Парижские тайны", "Горбун", "Капитан"), он никогда не пользуется услугами дублеров, одновременно демонстрируя яркую драматическую игру - уроки Кокто не прошли даром. Актеру удавались и роли его современников ("Жюльетта", "Ужасные родители"). Он оказался и мастером сатирического гротеска, сыграв Фантомаса и журналиста Фандора в суперзнаменитом комедийно-фантастическом сериале.

После смерти Кокто Жан Марэ почти не появлялся на киноэкранах, оставаясь театральным актером. Последними его киноработами стали роли в "Отверженных" (аббат) и "Ускользающей красоте" (старый художник). В день своего 80-летия в переполненном зале Театра Елисейских полей он сыграл в пьесе Кокто "Священные чудовища" вместе с Мишель Морган, что стало своеобразным приношением актера его учителю.

Он мало говорил о своем творчестве, иронизируя над интервьюерами ("все равно все, что я говорю – неправда"), предпочитая заниматься лепкой (некоторые из его глиняных ваз оседали в коллекциях поклонников) в своем каннском доме - и еще сочинял сказки для детей.

Спокойный Лазурный берег, который актеру был милее шумного и суетного Парижа, и стал последним пристанищем легенды мирового кино. Великого артиста похоронили неподалеку от его виллы. Осталась легенда…

Выбор читателей