Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Обе стороны по-своему правы – что ж, пусть спорят дальше, как спорили последние 50 лет. Тем более что ученые подкинули им новый предмет для обсуждения на повышенных тонах: как показал анализ пузырьков углекислого газа, хранящихся в антарктических льдах, механизм глобального потепления запустили не наши недавние предки, а... древние земледельцы и скотоводы. С их легкой руки глобальные изменения в климате начались еще 8 тыс. лет назад.
В те далекие времена начало расти содержание углекислого газа в атмосфере (сказывалась вырубка лесов под пашни), а еще через три тысячелетия подскочила концентрация метана. В этом был виноват домашний скот, который плодился, размножался, жирел и портил воздух.
Увеличение концентрации этих газов, по словам ученых из университета Вирджинии, шло медленно, но верно и постепенно переломило климатическую тенденцию последних тысячелетий. А ведь относительно недавно (по меркам всей земной истории, конечно), во время Ледникового периода, метана и углекислого газа в воздухе было совсем немного. Конечно, древних людей в суд не потащишь, но можно хотя бы позлорадствовать, что не мы первые начали. Впрочем, мы хоть и не первые, но главные: некоторое время назад анализ все тех же воздушных пузырьков, сохранившихся во льдах, показал, что естественным выхлопам всех древних земледельцев, скотоводов и их скота вместе взятых далеко до того, что люди умудрились сделать с Землей за последние десятилетия. Так, XX в. стал самым теплым за последнюю тысячу лет, а с начала 80-х годов прошлого столетия планета нагрелась на 0,2 градуса – на столько же выросла температура за весь XIX век.
Правда, скептики утверждают, что человек слишком незначителен для того, чтобы серьезно повлиять на земной климат, а всеми глобальными процессами руководит нечто куда более сильное и важное, чем мы со своими буренками, фабриками и автомобилями.
Украинский президент нашел деловой подход к бизнесмену