"Трансвааль" был обречен

Выясняется, что "Трансвааль-парк" был построен с "применением самых передовых технологий" и "в рекордно короткие сроки" – притом что опыта строительства и эксплуатации подобных сооружений в России явно недостаточно




Первые в истории аквапарки появились в США. Они сразу вызвали восторг у посетителей, и их начали стоить по всему миру: от Австралии до Южной Африки. Обычно эти объекты строятся на побережье моря или океана, на территории большого курорта. Основная "изюминка" аквапарков – различные водные аттракционы. В странах с холодным или умеренным климатом большой популярностью стали пользоваться крытые аквапарки, в которых можно отдыхать круглый год, невзирая на погоду за окном. В Европе первые сооружения подобного рода появились на рубеже 70-80-х гг. прошлого века.

История строительства российских аквапарков насчитывает не так уж много лет. Первый небольшой аквапарк был открыт во Владивостоке еще в конце 80-х годов. С 1995 г. началось активное строительство открытых аквапарков на юге России. К строительству крытых аквапарков волна интереса поднялась в 1997 году, но была погашена через год печально знаменитым дефолтом. Тогда из ряда крупных проектов уцелели только два: в Санкт-Петербурге и в Подмосковье.

Первый настоящий (один из самых больших в Европе) крытый аквапарк открылся только в 2002 г., в Самаре. В том же году аквапарк закрытого типа появился и в Москве. Им стал злополучный "Трансвааль-парк"огромное здание авангардной архитектуры, с разноуровневой кровлей, контуры которой повторяли изгибы рельефа местности, и с зоной водных стадионов, перекрытых железобетонной конструкцией с максимальной шириной пролета 50 м, верхняя точка которой находилась в 20 м от поверхности воды. Температура воды и воздуха в помещении по задумке должна была быть на уровне +29°С и поддерживалась с помощью современной многофункциональной климатической установки. Координация работы всех инженерных систем осуществлялась в здании в автоматическом и ручном режимах. В основу дизайн-проекта была положена идея путешествия в духе фильмов Спилберга об Индиане Джонсе.

Говорят, что "Трансвааль-парк" был построен с "применением самых передовых технологий" и "в рекордно короткие сроки". Вообще-то, "рекордно короткие строки" всегда должны настораживать, тем более что опыта строительства и эксплуатации подобных сооружений в России явно недостаточно. Однако в год открытия "Трансвааля" в одном из интервью тогдашний директор комплекса заверил будущих посетителей в том, что "у нас нет принципиальных, неразрешимых проблем, связанных с ошибками в проектировании и строительстве" и "посетителям гарантированы полный комфорт и безопасность пребывания в любой части здания".

Причины трагедии, которой обернулась "полная безопасность", еще предстоит проанализировать специалистам. Возможно, будет установлено, что к обрушению крыши привели недостатки в проектировании или нарушение правил эксплуатации. А может быть, к катастрофе привел целый комплекс проблем. Но безусловно одно: строительство подобных сооружений – дело очень сложное и ответственное.

Крытые аквапарки – сооружения потенциально опасные. Уже после трагедии в Ясеневе мне на глаза попался весьма любопытный документ, а именно доклад инженера В.В. Горегляда, написанный для представления на 8-й научно-практической Всероссийской конференции (Академические чтения) НИИСФ. В частности Горегляд пишет следующее: "Закрытый аквапарк – это сложное гидротехническое сооружение с искусственным климатом, предназначенное для оздоровления широкого возрастного круга людей. Водная поверхность бассейнов является интенсивным источником испарения. При нормальной температуре воды в бассейнах аквапарка +26°С, температуре воздуха +27°С и относительной влажности 60%, с каждого квадратного метра зеркала бассейнов выделяется 230 г воды в час. В результате создаются неблагоприятные микроклиматические условия и происходит конденсация паров воды на относительно холодных ограждающих конструкциях (Выделено мной. – В.С.). Это приводит к запотеванию окон, намоканию стен, разрушению внутренней отделки помещений, образованию плесени, коррозии. Особенно опасной является коррозия арматуры железобетонных конструкций, а также образование трещин в кирпичной кладке и шлакобетонной кладке при замерзании влаги, проникающей под действием конденсации в толщу наружных ограждений. Печальным итогом в ряде случаев является полное разрушение здания либо его непригодность к дальнейшей эксплуатации (Выделено мной. – В.С..). Строительство закрытых аквапарков требует от проектировщика высокой профессиональной культуры и широкого научного кругозора".

В общем, учитывая наш климат и, в немалой степени, русскую надежду на "авось" (хотя в строительстве и принимала участие турецкая фирма), трагедию можно было даже предсказать.

Трагедия в "Трансвааль-парке". Фотогалерея

У спасателей и следователей много работы

Аквапарк: теракта не было. Это свои

Снег-убийца на хилых крышах

Виновникам трагедии в аквапарке светит до 5 лет

Выбор читателей