Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Любовь по правилам... и без (Something's Gotta Give)
США, 2003
Режиссер: Нэнси Майерс
В ролях: Джек Николсон, Дайана Китон, Киану Ривз, Аманда Пит
|
Главное – не путать Нэнси Майерс с Норой Эфрон. Романтическая комедия в стиле Эфрон – это Том Хэнкс, спешащий к Мег Райан на вершину Эмпайр Стейт Билдинг. Романтическая комедия в стиле Майерс – это 66-летний Джек Николсон, забирающийся под одеяло к 57-летней Дайане Китон под звуки "La vie en rose".
Если от фильмов Эфрон можно презрительно отмахнуться, как от гипертрофированной мыльной оперы для скучающих домохозяек, то произведения Майерс упорно противостоят подобной классификации. У фильмов Эфрон только одна извилина. Майерс одновременно спешит высказаться об одиночестве и неравноправии полов, о том, как важно не бояться открыть свое сердце и изменить жизнь, о том, что влюбиться никогда не поздно, и о том, что влюбляться лучше в правильного человека. Правда, некоторые из этих тем раскрываются чересчур прямолинейно, а другие затрагиваются мимоходом, для галочки, зато никто не назовет ее фильмы примитивными.
Нэнси Майерс начинала свою голливудскую карьеру как сценарист и продюсер. Ее первым проектом был "Рядовой Бенджамин", где Голди Хоун сыграла как образцовую комедию то, что Деми Мур безуспешно пыталась повторить как драму в "Солдате Джейн". Через двадцать лет после этого Майерс решила взяться за постановку собственных сценариев. "Любовь по правилам... и без" стала ее третьей режиссерской работой.
Успешный нью-йоркский драматург Эрика (Дайана Китон) носит водолазки в жару и говорит мужчинам неподходящие вещи в неподходящий момент. Успешный нью-йоркский бизнесмен Гарри (Джек Николсон) уже сорок лет является "специалистом по молоденьким женщинам". Их отношения осложняют подружка Гарри Марин (Аманда Пит), которая одновременно приходится Эрике дочерью, и друг Эрики Джулиан (Киану Ривз), который, к тому же, является врачом Гарри.
Кроме сложной системы отношений между героями, Майерс выстраивает в фильме целую систему взаимосвязанных реальностей. Существует реальность, где есть Николсон и Китон, стареющие актеры. Мы также видим реальность, где есть Гарри и Эрика, стареющие люди, которых играют актеры Николсон и Китон. И есть пьеса, которую пишет героиня Китон о своих отношениях с героем Николсона. Делая реальность пьесы почти тождественной реальности фильма, и все же резко отличной от нее (реплики героев повторяются почти дословно, но часто с противоположным значением), Майерс ставит экранный мир в точно такую же зависимость от внеэкранного.
Когда в начале фильма сестра Эрики Зои (Фрэнсис МакДорманд) говорит о разнице между пожилым мужчиной и женщиной в возрасте, она знает, о чем говорит. Кроме личной жизни, старение актрис гораздо больнее отражается на их карьере, чем это происходит с актерами. Нэнси Майерс призналась, что продюсеры не сразу согласились на участие в проекте Дайан Китон, несмотря на весь ее опыт и награды. Китон играет в фильме так, как будто это ее последний шанс. Скорее всего, так оно и есть; подтверждением тому стали многочисленные призы и еще одна номинация на премию Американской киноакадемии.
На роль пожилого волокиты, который не встречается с женщинами после тридцати, Майерс пригласила Джека Николсона, чей публичный образ совпадает с экранным процентов на восемьдесят. Остальные двадцать актер заполняет иронией по отношению к своему герою, что дает ему потрясающую свободу в обращении с ролью. Сходство актеров и персонажей позволило Николсону сделать фильму дополнительную рекламу. Он заявил, что больше не хочет встречаться с молоденькими, и начал всячески намекать на свой роман с Китон. Партнерша шутку не поддержала, но на кассовом успехе фильма это никак не отразилось.
Двойственные взаимоотношения с реальностью проявляются и на изобразительном уровне фильма. Декорируя "Любовь по правилам... и без" в том же респектабельно-неброском стиле, что и предшествующий ему "Чего хотят женщины", и работая с тем же художником-постановщиком, из мира дорогих офисов Майерс перемещается в мир шикарных загородных домов. Картонный Нью-Йорк, возведенный на голливудской студии, и открыточное побережье Атлантического океана кажутся в фильме намного менее реальными, чем сцены, снимавшиеся в настоящих ресторанах и на настоящих улицах Парижа. Тем не менее, финал, действие которого происходит во французской столице, наименее правдоподобен.
Истории Майерс не оригинальны в принципе. "Любовь по правилам... и без" развивается по классической цепочке: неожиданное нарушение планов; незнакомые люди, вынужденные остаться наедине; неприязнь, перерастающая в интерес; внезапно гаснущий свет и так далее. Тем не менее, четко выписанные отдельные сцены, ироничные диалоги и уже ставшая редкостью тонкость актерской игры позволяют, особенно в начале фильма, безболезненно переходить от одной знакомой ситуации к другой.
Ближе к концу количество неожиданных поворотов и желание режиссера их искать уменьшаются с равной скоростью. Когда через полтора часа после начала фильма на экране появляется надпись "Конец" и героиня Китон заканчивает свою пьесу, Майерс, к сожалению, не спешит последовать за ней. Она заполняет половину оставшихся сорока минут утомительным морализаторством, а лишние сюжетные нити обрубает так, как убивают надоевших героев всеми любимого сериала: за кадром... Видимо, последняя часть фильма строилась по каким-то другим правилам... или без.
Смотрите в кинотеатрах с 4 марта.
Брюссель знает, чего хочет
Противник целился в мирные соцобъекты