Божественные фокусы власти

Власть всегда и во все времена имела или старалась иметь божественное начало. Главное, чтобы в начале был бог, а уж какой – дело десятое. Так учит история




Власть – дело тонкое. Даже в первобытных племенах с большой тщательностью доискивались причин обладания ею той или иной группой представителей рода. Высказывались разного рода суждения типа того, что предок вождя происходил от медведя или змеи – покровителя и верховного божества данной группы людей, что и давало ему право на первородство, право на власть.

В Древней Греции правители тоже старались вывести свое происхождение от богов – Олимпийских, то есть живущих на горе Олимп. Таким образом, власть всегда и во все времена имела или старалась иметь божественное начало. На Востоке немалое число владетельных особ и ныне исчисляет свое происхождение от пророка Магомета… Главное, чтобы в начале был бог, а уж какой – дело десятое. Так учит история.

Происхождение государственной власти на Руси тоже считалось за божественное установление, хотя справедливости ради следует сказать, что правители России никогда не пытались найти у себя божественные корни подобно тому, как в эпоху перестройки едва не половина страны отрастила себе корни дворянские. У российской власти все было гораздо серьезнее.

Древняя Русь, подобно большинству стран Европы, первоначально представляла из себя территорию, населенную разрозненными славянскими племенами. Во главе племени стоял князь и его приближенные. У князя был свой совет, состоявший из "лучших мужей" и "старцев" - как тут не вспомнить о некоторых особенностях современного государственного устройства, только значительно большего масштаба. Народ считал своих князей "добрыми". Племенная знать, дабы организовать отпор возможному внешнему нападению, объединялась в межплеменные союзы. Сильнейшим князем славян считается Дир, который совместно с Аскольдом совершил в 860 г. поход на Византию. К этому времени относится и знаменитая история приглашения на Русь троих норманнов – Рюрика, Синеуса и Трувора. Достоверность "норманнской теории" давно опровергнута отечественными историками. На самом деле норманнские князья ничего особенного для Руси не сделали, а приглашены были весьма номинально править только потому, что русские владетельные особы никак не могли ужиться между собой – подобно домохозяйкам на коммунальной кухне вокруг примуса.

Так или иначе, но в 882 г. князь Олег объединил под своей властью Киев и Новгород, чем, собственно, и закончился процесс первоначального формирования власти в России. "Рюриковичи" – потомки легендарного Рюрика правили нашей страной вплоть до Смутного времени, когда из жизни ушел последний прямой потомок царя Ивана Грозного.

Именно Грозный царь дал политическое определение своей власти - самодержавие. Огромная страна могла затрещать по швам, поэтому Иван IV постарался сцементировать ее через единоличную, самодержавную власть. Иван Васильевич был хорошо образован и обладал редким литературным даром. "Земля правится Божиим милосердием, - писал он, – а последнее нами, государи своими, а не воеводы и судьи", "государь повелевает хотенье свое творити от Бога повинным рабам своим", "жаловать своих холопей мы вольны, а казнити вольны же".

Иван Грозный сосредоточил в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть. Он распоряжался налогами и всеми финансами государства; создал стройную и централизованную систему управления снизу доверху, а также чиновничий аппарат, хотя и сохранил некоторую видимость свободы.

Иван Грозный был очень озабочен приданию своей власти едва не мирового значения, подобно большевикам, выдвинувшим теорию "всемирно-исторического значения Великого Октября". Для обоснования этих притязаний была придумана весьма стройная теория "Москва - Третий Рим", а четвертому не бывать. Согласно ей, власть московских царей наследуется через Византию непосредственно от римских кесарей, то есть от императоров Древнего Рима. В полном соответствии с теорией, на Руси появился немного видоизмененный византийский герб – двуглавый орел, вводились пышные византийские церемонии. В равной степени явилась в отеческих правителях и их приближенных византийская хитрость и коварство.

Эта теория, поддержанная и углубленная Русской православной церковью, в том или ином виде существовала более четырех веков и ныне находит поддержку в среде государственников, почвенников и иных последователей славянофилов. В дополнении к ней был разработан тезис о соборном единстве власти и народа. Некоторые умные люди находят его продолжение в нынешних поисках "гражданского общества", которому сейчас уделяется столь большое внимание.

1917 год подвел черту под многовековым самодержавным прошлым России. В феврале победу одержала демократия во главе с Временным правительством, каковое должно было передать свои властные полномочия органу, образованному всенародно избранным Учредительным собранием. Однако большевики устами матроса Железняка заявили, что "караул устал", после чего собрание разогнали и на долгие десятилетия установили "диктатуру пролетариата". Известные события 1991 и 1993 гг. подвели юридический итог пролетарской власти. Ныне у нас в стране власть имеет характер просто "всенародно избранной"…

Выбор читателей