Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Даже в Библии, где есть ответы почти на все вопросы, кошка упомянута всего лишь однажды и то мимоходом. Пророк Иеремия, говоря о ничтожестве языческих идолов, сообщает, что "на тело их и на головы их налетают летучие мыши и ласточки и другие птицы, лазают также по ним и кошки". В Древнем Египте кошкам позволялось все, даже пребывание на статуях богов - ведь эти животные считались священными. После смерти их не выбрасывали на помойки, как это делается у нас, а тщательно бальзамировали и сохраняли.
У нас в России такого пиитического отношения к кошкам никогда не было. Впрочем, Маруськам и Муркам предки наши отводили вполне законное и достаточно почетное место в отечественном пантеоне, поначалу богов языческих, а позднее - нечистой силы. Известно, что кошки являются непременными спутниками всякого рода колдунов и ведьм.
Кошку сравнивали, а порой и откровенно отождествляли с мрачной грозовой тучей, которая сверкает молниями. Виной тому - светящиеся в темноте кошачьи глаза. Гроза ведь тоже не предвещает ничего хорошего. Немцы в этом отношении пошли еще дальше. Их богиня Фрея просто ездит по небу на колеснице, запряженной двумя кошками.
Котов в Германии любили явно больше кошек. Знаменитая сказка "Кот в сапогах" - отражение эпического образа кота, доброго духа, покровителя странствующих героев. Его семимильные сапоги вполне соответствуют летучим сандалям Гермеса.
У нас в России главным из кошачьих в божественном пантеоне считался кот-баюн. Именно этого кота, хотя и несколько меньших размеров, описал Пушкин в поэме "Руслан и Людмила":
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Как выясняется, кота этого поэт отнюдь не выдумал, а просто позаимствовал из древних языческих сказаний. Рядом с чудесной мельницей, производящей при работе гром небесный, стоит золотой столб. На нем висит золотая клетка. Ходит по столбу кот-баюн. Вниз идет - песни поет, вверх поднимается - сказки сказывает.
Голосище у кота огромный. Слышно его за несколько верст. Многочисленных врагов поражает насмерть; в крайнем случае песнями своими напускает на них непреодолимый сон. Сон этот олицетворяет оцепенение, производимое холодным дыханием северных ветров. Громкие же песни и вещание кота подобны завывающим вихрям и громовым раскатам.
Кстати, такого рода способностями обладает в России не только кот-баюн, но и поющее дерево-туча, говорунья - птица-облако и грозовая туча - гусли-самогудки. Все они издают звуки, насылающие непробудный сон. А возжигает пламя грозы сам бог-громовник - бородатый дедушка Перун, бывший некогда верховным божеством. Многочисленные его дети ездят по небу, сопровождая его колесницу, "на кошках в красных сапожках". Это к небесному поезду Перуна обращаются дети, когда поют:
Гори, гори ясно -
Чтобы не погасло!
Предположительно, остатками весьма варварских жертвоприношений является обычай сжигания лисицы и кошки в костре на Иванову ночь, еще недавно сохранявшийся в цивилизованной Франции. Немцы полагают, что кошка способна предотвратить или прекратить пожар, но только трехцветная - с рыжими, белыми и черными пятнами. У нас такая кошка традиционно приносит в дом счастье, и автору удалось убедиться в этом совсем недавно на примере соседей, собиравшихся убить больную трехцветную кошку. В это время у них сын служил в армии. Им посоветовали кошку вылечить, что и было с некоторыми трудностями сделано. Сын вернулся из армии цел и здоров, что в наше время нельзя не считать за счастье.
Кошке в отечественной мифологии отведено место значительно более скромное, с котом никак не сравнимое - на то она и женщина. Белая кошка лезет в окошко - это загадка про рассвет, а про дым говорили, что это черная кошка. Не случайно, по мнению русских крестьян, тому, кто убьет кота - семь лет не будет ни в чем удачи; про кошку такого не говорят.
Последние десять веков отечественная, да и иностранная кошка превращается из существа мифологического, близкого к богам, пусть и языческим, в существо, весьма приближенное к нечистой силе. Известно, что на Ильин день, когда Илья-пророк с небес разит всю нечисть, все порядочные хозяева выгоняют из дому черных кошек и собак. Ведь нечистые либо превращаются в них, либо входят в этих милых тварей, чтобы уберечься от грозных ударов Ильи-пророка. В избу, где прячутся нечистые под видом кошек или собак, частенько ударяет молния. В доказательство умения нечистой силы превратиться в черную кошку достаточно вспомнить выражение "черная кошка между ними пробежала" или страх, который всякий раз испытываешь, если это существо переходит тебе дорогу - явно лучше возвращаться назад, ведь пути не будет. Говорят, что помогает сделанный назад шаг, но далеко не во всех случаях...
Черная кошка всегда использовалась алхимиками. Дела их были весьма темными, но достоверно известны следующие предания по этому поводу. Для того чтобы стать невидимым, нужна не только шапка-невидимка, которую, как и знаменитый неразменный червонец можно добыть у нечистой силы в обмен на черную кошку, но и кость-невидимка. Ее вываривают из совершенно черной кошки. Если кость эту взять в рот, то будешь невидим, как в облаке или тумане. Кстати, неразменный червонец народ наш сравнивал всегда с выходящим из-за туч солнцем; оно ведь выходит на небо при любых обстоятельствах.
Кошка способна сделать немало гадостей. Так, если она чихнет, то ей надо сказать: "Здравствуй!". В ином случае она напустит страшную зубную боль. Английские мореплаватели, люди весьма опытные, считали крайне дурной приметой присутствие на корабле кошки. Она способна притянуть страшную бурю!
И верно! Льву не быть живому!
Сильнее кошки зверя нет!
Эти слова дедушки Крылова предстоит еще проиллюстрировать рассказом о способностях кошки работать метеобюро - предсказывать погоду.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт